Экономика

​Танкеры остались на плаву

Несмотря на фактическую ликвидацию Приморского пароходства, рабочие места удалось сохранить

​Танкеры остались на плаву

В Приморском крае на наших глазах фактически ликвидирована одна из крупнейших судоходных компаний региона — ОАО «Приморское морское пароходство». Так его, правда, называли скорее по старинке, по привычке, потому как на самом деле весь флот компании (вместе с финансовыми потоками и налогами) давно уже был выведен из российской юрисдикции и через цепочку офшоров управлялся фактическим владельцем и руководителем предприятия Александром Кириличевым.

В № 22 за 9 июня текущего года «Новая газета во Владивостоке» подробно рассказала, почему сработал механизм неминуемого банкротства и как непродуманные и неэффективные управленческие решения привели именно к такому — вполне, к сожалению, закономерному — результату. И надо сказать, что та публикация имела серьезный резонанс в судоходной и банковской сфере.

Последние девять танкеров компании фактически с весны этого года находились под арестом, а 30 июня в Лондоне, признанной столице мирового судоходства, прошел аукцион, назначенный Американским судом по делам о банкротстве Южного округа Нью-Йорка; именно в этой судебной инстанции рассматривалось дело о банкротстве судовладельца — принадлежавшей Кириличеву и зарегистрированной на Кипре компании Primorsk International Shipping Ltd.

В списке квалифицированных к участию в аукционе было зарегистрировано пять компаний. В их числе компания Hafnia tankers, о неблаговидной роли одного из ее топ-менеджеров в банкротстве Primorsk мы также рассказывали в упомянутой публикации. Победителем аукциона стала компания SCF Tankers Ltd. (дочерняя структура ПАО «Совкомфлот»), которая за 215 миллионов долларов приобрела право на покупку девяти судов, принадлежавших компании Primorsk International Shipping Ltd. (PRISCO): одного танкера типоразмера Aframax для перевозки сырой нефти — «Залив Америка» (дедвейт 104 535 тонн); трех танкеров типоразмера LR2 для перевозки нефти и нефтепродуктов — «Залив Амурский» (дедвейт 104 542 тонны), «Залив Байкал» (дедвейт 104 532 тонны) и «Залив Восток» (дедвейт 104 527 тонн); пяти танкеров типоразмера MR для перевозки нефти и нефтепродуктов — «PRISCO Александра» (дедвейт 50 973 тонны), «PRISCO Екатерина» (дедвейт 50 956 тонн), «PRISCO Елена» (дедвейт 50 000 тонн), «PRISCO Елизавета» (дедвейт 50 000 тонн), «PRISCO Ирина» (дедвейт 50 923 тонны).

Суд по банкротствам Южного округа Нью-Йорка утвердил результаты аукциона. Соответствующее решение было вынесено судьей Мартином Гленном (Martin Glenn) 12 июля 2016 года.

Возраст судов, отмечают эксперты, не превышает восьми лет, что ниже средних возрастных характеристик мирового танкерного флота. Важно, что все суда обладают ледовым классом 1А либо 1С, что позволяет круглогодично использовать их для морской транспортировки сырой нефти и нефтепродуктов из замерзающих портов Балтийского, Охотского и Белого морей. Еще одним преимуществом судов являются их типоразмеры, которые подходят для большинства российских терминалов.

— Мы более чем удовлетворены результатами аукциона. Группа компаний «Совкомфлот» осуществила выгодную сделку, приобретая современные суда по цене ниже рыночной. Это должно усилить позиции «Совкомфлота» в области морской транспортировки продуктов переработки нефти — как в глобальном масштабе, так и с учетом перспектив роста экспорта этой товарной группы через российские порты на Балтике и Дальнем Востоке, — отметил Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот», отвечая на вопрос корреспондента «Новой во Владивостоке».

— Мы уверены в том, что с учетом возраста судов, традиционно качественной организации технического менеджмента компании PRISCO и профессионализма экипажей наша компания приобретает высококлассный актив, — добавил Евгений Амбросов.

Стоит добавить, что группа компаний «Совкомфлот» уже обладает успешным опытом эксплуатации судов PRISCO. В 2010 году «Совкомфлот» приобрел у PRISCO шесть челночных танкеров типоразмера Aframax, обладающих ледовым классом. Сегодня все эти суда обслуживают проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в рамках долгосрочных контрактов с операторами этих проектов. Все шесть танкеров укомплектованы российскими экипажами. Технический менеджмент этих судов осуществляет компания «СКФ Менеджмент Сервисиз (Сахалин)», дочерняя структура группы компаний «Совкомфлот».

В предыдущей публикации, когда еще не был известен ни состав участников, ни тем более результаты аукциона, мы выражали беспокойство по поводу угрозу ликвидации сотен рабочих мест для приморских моряков-танкеристов. Похоже, эта угроза отпала, а у моряков появится возможность трудоустроиться в крупнейшей судоходной компании России.

№ 348 / Андрей ОСТРОВСКИЙ / 21 июля 2016
Статьи из этого номера:

​В чьих руках судьба Бикина?

Подробнее

​Танкеры остались на плаву

Подробнее

​Таможенная «филькина грамота»

Подробнее