Культура

​Илья Лагутенко: сделай сам!

Окопавшись во Владивостоке, V-ROX захватывает планету

​Илья Лагутенко: сделай сам!

Открывая четвертый международный музыкальный фестиваль-шоукейс V-ROX («Рок Владивостока»), его инициатор и продюсер, лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко рассказал о достижениях, проблемах и планах.

О космических путях развития V-ROX’a

— Дальнейшее развитие фестиваля непосредственно связано с участниками и гостями предыдущих фестивалей. Конкретная история: на прошлом фестивале в беседах с музыкантами из Латвии, с представителями Сингапура возникла тема космоса и космической музыки. Я подумал, что действительно существует достаточное количество молодых коллективов, которые исполняют инструментальную музыку, которую мы называем космической. Мы взяли космос за основополагающую тему, и этому мы обязаны тем, что хедлайнером сегодняшнего дня станет группа «Зодиак», которая известна нескольким поколениям слушателей, притом что она почти никогда не выступала живьем.

О деньгах

— Это довольно затратная вещь. Мы видим на четвертом году фестиваля, что для него, по большому счету, не существует никаких корпоративных или официальных спонсоров, такова сегодняшняя экономическая ситуация. У нас нет возможностей организовывать перелеты музыкантов. Авиакомпании, те, кто обслуживает железные дороги, автопарки, — им подобные действия, я так понимаю, неинтересны, а логистика — самая большая статья расходов на подобных мероприятиях.

Как одну из тем фестиваля мы заявляем космос. Есть несколько замечательных столичных групп, играющих подобную музыку, но техническая сторона — перелеты, привоз своей аппаратуры… Я предлагал им обратиться к «народному финансированию», потому что они имеют доступ к популярным порталам, которые базируются в столице, но они тоже не смогли этого сделать.

С другой стороны — «поворот на Восток». Вот уже второй год будет проходить экономический форум во Владивостоке, на нем будут обсуждаться большие бизнес-проблемы, приниматься решения. Но пока, как я понимаю, они не соотносятся с нашими инициативами. Может быть, пока потенциала современной музыки у нас никто не видит. Может быть, это все зависит опять же от качества локальной сцены. Если бы наши артисты были так востребованы за пределами Владивостока, что за ними все стояли бы в очередь, — наверное, какой-то другой был бы диалог.

О том, почему на V-ROX’е нет музыкантов из КНДР

— Пока у нас не сложилось общение. Насколько я знаю, в Северной Корее существует программа вывоза своих артистов на различные фестивали. Мы однажды выступали в Норвегии, и там был тот самый ансамбль детей-гитаристов, который в интернете можно посмотреть… Может, кто-то изучающий корейский язык мог бы подсобить, потому что, думаю, такой эксцентричный участник добавил бы колорита фестивалю. Я пытался через ресторан на Эгершельде договориться — я так понимаю, во Владивостоке это главная культурная связь с Северной Кореей, потому что там караоке поют, — но пока они не ответили согласием. В принципе, можно было бы тех же девушек и пригласить (официантки в ресторане «Пхеньян», поющие караоке на корейском. — Ред.).

О глобальной экспансии V-ROX’а

— Организуя фестиваль во Владивостоке, изначально мы не задумывались о том, что подобный формат может стать интересным за пределами нашего города и, более того, за пределами нашей страны. Это связано, наверное, именно с тем, что подход к отбору артистов и некие формы реализации этого фестиваля в жестких экономических условиях привели к тому, что нам действительно удалось и удается создавать атмосферу для зрителей и артистов, которой они не находят на других мероприятиях.

Мы все равно однажды придем к той или иной схеме продажи билетов — так существуют шоукейсы по всему миру, хотя существует также система бесплатных мероприятий. Но в нашей конкретной ситуации нам до сих пор удается находить ту самую золотую середину, где при отсутствии неких общепризнанных ярких хедлайнеров поколения MTV (а это именно то, что работает экономически, причем не только в России, но и в окружающих странах) нам удается собирать и сплачивать публику, давать разнообразный и географически, и по жанрам репертуар.

Две недели назад я участвовал как координатор и куратор в прибалтийском локальном фестивале, который ребята решили выводить на новый глобальный уровень, и первый опыт оказался успешным. У нас в разработке — подобные мероприятия в Америке и в Японии. Думаю, что японское событие, которое планируется проводить в Иокогаме, может быть, мы даже воплотим в следующем году.

V-ROX мною задумывался прежде всего как площадка для диалога. Я по своему собственному опыту, путешествуя на различные фестивали и шоукейсы, знаю, что гораздо проще с людьми договориться один на один за пять минут, чем писать 35 тысяч e-mail’ов в никуда, делать звонки… Опять же чем компактнее такой фестиваль, тем лучше: люди все на виду, за три-четыре дня ты можешь наладить живое общение с человеком, который тебе интересен. Вот оно так и происходит — именно благодаря фестивалю и складывается та уникальная ситуация, когда мы имеем возможность координировать музыкальный репертуар и в Японии, и в Америке, где рынок переполнен подобного рода музыкальными событиями. Найти уникальную нишу возможно потому, что мы сами проходим через абсолютную неизвестность, но при этом привлекаем людей, с которыми остается непосредственный контакт, что позволяет потом решать многие вопросы — от букинга артистов до заполнения фестивальных спотов — напрямую, по звонку и без денег.

Хочешь сделать хорошо, как с детства говорила мне моя мама, — сделай сам. По тому принципу и продолжаем…

P.S. Едва не оказался сорванным приезд на V-ROX-2016 японской группы TsuShiMaMiRe. Будучи наслышанными о «свободном порте Владивосток», музыканты полагали, что смогут приехать сюда без виз. В итоге визы пришлось оформлять экстренным порядком.

№ 353 / Записал Василий МАКАРОВ, фото Сергея ОРЛОВА / 25 августа 2016
Статьи из этого номера:

​Катастрофа, которой не случилось

Подробнее

​Илья Лагутенко: сделай сам!

Подробнее

​Старый знакомый

Подробнее