Место событий

​Катастрофа, которой не случилось

Во Владивостоке вспомнили экипаж танкера «Таганрог», предотвративший взрыв нефтебазы

​Катастрофа, которой не случилось

18 августа во Владивостоке, на территории нефтебазы Приморнефтепродукта, у памятника погибшим солдатам Второй мировой, прошел митинг, посвященный подвигу экипажа танкера «Таганрог». В этот день 71 год назад здесь был сбит японский истребитель, угрожавший не только трем танкерам, стоявшим на рейде, но и нефтебазе, а значит — всему Владивостоку.

Владивосток — город военно-морской. Несколько лет назад он даже получил звание «Город воинской славы», хотя, строго говоря, воевать приморской столице не пришлось — за исключением двух эпизодов.

Первый — бомбардировка города японскими кораблями 6 марта 1904 года. Эскадра под командованием вице-адмирала Камимуры приблизилась к городу с востока, со стороны острова Аскольд. Всего по городу (район Тихой, речки Объяснения, восточная часть Золотого Рога…) было выпущено около 200 снарядов.

Второй эпизод — как раз 18 августа 1945 года. Танкер «Таганрог», выгрузив доставленное из США топливо, стоял на рейде в нескольких кабельтовых от берега, рядом с танкерами «Апшерон» и «Батуми». В воздухе был замечен японский самолет; он атаковал танкер. С борта судна открыли ответный огонь из нескольких зенитных установок. Очередью капитан-лейтенанта Федора Бурмистрова самолет был сбит. Он рухнул в море рядом с танкером, взорвавшись и сбив во время падения крылом одну из радиоантенн «Таганрога». На воде вокруг места падения возникло огненное поле, угрожающее недегазированным танкам «Таганрога» взрывом. Палубная команда под руководством старпома Виктора Сахарова (впоследствии — один из самых прославленных капитанов ДВМП) струями из брандспойтов отгоняла огонь от борта, а машинная команда во главе со старшим механиком Константином Поверовым сумела немедленно запустить двигатель, что позволило танкеру отойти от опасного места.

Митинг на территории нефтебазы, посвященный событиям 18 августа, прошел впервые. На нем выступили не только ветераны «огненных рейсов», представители ДВМП, городских и краевых властей, но и Наталья Константиновна Горчакова — дочь того самого Константина Поверова.

То, что память о подвиге «Таганрога» сохраняется, а памятник погибшим нефтяникам на территории базы поддерживается в полном порядке, — это хорошо.

Но позволим себе непраздничное замечание. Нефтебаза на Первой Речке, когда-то находившаяся на окраине Владивостока, теперь из-за разрастания города оказалась почти в его центре. Между тем еще генеральным проектом планировки Владивостока, утвержденным в 1940 году, предписывался перенос нефтебазы в верховья Первой Речки «с подземным размещением и с нефтепроводом, связывающим ее с гаванью». Мотивацией была как раз антитеррористическая, как бы мы сказали сейчас, незащищенность объекта и опасность для города.

В своем труде «Генеральные планы Владивостока. История, проблемы, решения» (Дальнаука, 2007) авторитетные владивостокские архитекторы Валентин Аникеев и Виктор Обертас свидетельствуют: «В каждом постановлении Совета министров РСФСР об утверждении генеральных планов Владивостока начиная с 1940 года предписывалось вынести нефтебазу». Предписания эти по каким-то причинам не выполнялись. «Государственный комитет РСФСР по обеспечению нефтепродуктами не обеспечил выноса нефтебазы с побережья Амурского залива <…>, что сдерживает благоустройство прибрежной территории и создание зоны отдыха со спортивным центром», — говорилось в постановлении Совмина РСФСР от 25 апреля 1989 года «О частичном изменении генерального плана г. Владивостока…». Здесь же в очередной раз предписывалось убрать нефтебазу за черту города к 1993 году. «Это решение не только не было выполнено, но и в нарушение постановлений правительства допущено расширение резервуарного парка на существующей территории, что усилило опасность возникновения чрезвычайных ситуаций с непредсказуемыми последствиями», — констатируют Аникеев и Обертас.

А вот документ посвежее. В 2015 году на сайте владивостокской мэрии был опубликован документ под названием «Концепция внесения изменений в генеральный план Владивостокского городского округа», разработанный специалистами петербургского РосНИПИ урбанистики. Здесь опять говорится о необходимости переезда нефтебазы Приморнефтепродукта. Лишившись нефтебазы, долина Первой Речки может стать «основной градообразующей осью»…

Но кто ж их послушает, питерских урбанистов. Да и войны ведь нет. Ни председатель гордумы Новицкая, ни вице-мэр Щёголева, произнося речи о героизме экипажа «Таганрога», темы выноса нефтебазы не касались. Хотя выступающие в один голос говорили: окажись японский летчик поудачливее — снесло бы пол-Владивостока…

Даже в советское «административно-командное» время указания по выносу нефтебазы саботировались. Сейчас — тем более: нефтяной бизнес неприкасаем. А значит, надежда только на то, что в очередной критический момент у Владивостока найдутся свои Бурмистровы, Сахаровы, Поверовы… — и далее по судовой роли.

№ 353 / Сергей ПАВЛОВ / 25 августа 2016
Статьи из этого номера:

​Катастрофа, которой не случилось

Подробнее

​Илья Лагутенко: сделай сам!

Подробнее

​Старый знакомый

Подробнее