Политика

​60 лет московской Совместной советско-японской декларации

19 октября исполнилось 60 лет со дня подписания московской Совместной советско-японской декларации, ставшей краеугольным камнем в отношениях между нашими странами

​60 лет московской Совместной советско-японской декларации

В течение многих лет эта дата находилась на периферии общественного сознания, всплывая исключительно к советско-японским, а впоследствии российско-японским встречам на высшем уровне. Сегодня, однако, пришло время вспомнить историю появления этого документа. И не просто вспомнить, а попытаться спроецировать его значение на события сегодняшнего дня.

За последние годы российский президент Владимир Путин и премьер Японии Синдзо Абэ встречались более десяти раз. Только в этом году было уже две встречи на высшем уровне, а 15 декабря ожидается третья — в префектуре Ямагути, на родине японского премьера. Мало с кем еще из зарубежных лидеров президент России встречается с такой интенсивностью. От декабрьского визита в обеих странах, а в Японии особенно, ждут многого. На этом фоне тем более не грех вспомнить базовый документ, на основании которого вот уже 60 лет строится и существует непростая конструкция отношений России и Японии.

Высказать свое мнение о значении Совместной декларации и ее влиянии на текущие события «Новая во Владивостоке» попросила двух человек — генерального консула Японии во Владивостоке господина КАСАИ Тацухико и директора Института истории, археологии и этнографии Дальнего Востока ДВО РАН, председателя Общественной палаты Приморского края профессора Виктора ЛАРИНА. Оба любезно согласились. Мы публикуем их тексты в авторской редакции.

Время думать о будущем

На 19 октября приходится 60 лет со дня подписания Совместной декларации Японии и СССР. Прежде всего я хотел бы выразить слова благодарности редакции «Новой газеты во Владивостоке» за предложение поместить в газете статью на эту тему.

Откровенно говоря, хоть я и являюсь дипломатом и экономистом, но, не будучи историком или юристом, рассуждать на эту тему слегка побаивался. Это связано с тем, что, касаясь Совместной декларации Японии и СССР, необходимым становится затронуть такие щекотливые вопросы, как мирный договор и территориальный вопрос, и вместе с тем политические отношения двух стран в послевоенное время. Несмотря на мое некоторое стеснение, я все же решил позволить увести себя в эти сложные вопросы благодаря настойчивому желанию главного редактора Андрея Островского пролить свет на эти страницы истории, за что я ему благодарен.

Я от всей души надеюсь, что данный текст послужит поводом для разумного обмена мнениями двух стран по данному вопросу.

Совместная декларация Японии и СССР

Совместная декларация — это документ, подтверждающий окончание войны между Советским Союзом и Японией, восстанавливающий дипломатические отношения двух стран и открывающий новую страницу взаимоотношений.

Совместная декларация была подписана 19 октября 1956 года в Москве японской и советской сторонами, в том числе премьер-министром Японии И. Хатояма и председателем Совета министров СССР Н. А. Булганиным, ратифицирована парламентом Японии и президиумом Верховного Совета СССР в соответствии с процедурами обеих стран и с 12 декабря того же года вступила в силу. Таким образом, несмотря на то что этот документ назван декларацией, он является полноценным международным соглашением.

Почему декларация?

Обычно после войны воюющие государства налаживают дипломатические отношения посредством заключения мирного договора. Почему же Япония и СССР прибегли к заключению декларации?

В новейшей истории в большинстве случаев для восстановления дипломатических отношений между воюющими странами заключается мирный договор. (Необходимое примечание: заключение именно мирного договора не является обязательным. Так, например, Германия после Второй мировой войны была разделена на Западную и Восточную, поэтому мирный договор не заключался.)

В мирном договоре указываются три основных пункта: 1) окончание состояния войны и восстановление дипломатических отношений; 2) демаркация границ; 3) репарации. Кроме того, в зависимости от обстоятельств могут быть добавлены другие пункты, такие как обеспечение безопасности, торговля и так далее. Если смотреть со стороны методологии, то существуют сепаратный мир, когда заключается мирный договор между двумя государствами, и мир, заключенный с участием всех либо многих воюющих сторон, при котором составляется общий мирный договор.

Сан-Францисский мирный договор

Дипломатические отношения Японии со многими союзными государствами были восстановлены заключением Сан-Францисского мирного договора. По англо-американской инициативе в 1951 году была открыта мирная конференция в Сан-Франциско, в результате которой 8 сентября того же года Япония подписала со странами-союзниками мирный договор, для Японии вступивший в силу 28 апреля 1952 года. Так закончилась оккупация Японии странами-союзниками, Япония восстановила свой суверенитет и наладила отношения со многими союзными странами. Кроме того, Япония получила поддержку от этих стран для вступления в ООН. Также согласно этому договору Япония вместе с правами, правооснованиями и претензиями на Корейский полуостров, Тайвань и другие территории отказалась от прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Южный Сахалин.

Однако Советский Союз, приняв участие в мирной конференции, отказался от подписания этого договора, сославшись на то, что к участию в конференции не была приглашена Китайская Народная Республика, а также суверенитет Советского Союза над Курильскими островами и Южным Сахалином не был зафиксирован (согласно заявлению главы советской делегации А. А. Громыко от 5 сентября 1951 года).

Были и другие страны, которые отказались принять участие в конференции или подписать данный договор. Япония оказалась перед необходимостью заключать сепаратный мир с этими странами, в том числе и с СССР.

Японо-советские переговоры

Япония и Советский Союз, для которых, как было выше сказано, стало необходимым восстановить дипломатические отношения, заключив сепаратный мир, вернулись к этому вопросу только в 1955 году, по прошествии четырех лет после проведения мирной конференции в Сан-Франциско. На затягивание разрешения этого вопроса повлияло состояние холодной войны между СССР и США, которые в то время пытались расширить сферы своего влияния. Для японской стороны было чрезвычайно важным вернуть на родину более тысячи японских граждан, которые и по прошествии 11 лет с окончания войны все еще были интернированы в СССР. Кроме того, для Японии было важно реализовать сильное желание вступить в ООН. Это желание получило поддержку многих стран Сан-Францисского договора, но не было реализовано из-за вето, наложенного Советским Союзом.

В июне 1955 года на переговорах, начатых в Лондоне, Япония и Советский Союз договорились об окончании состояния войны и возобновлении дипломатических отношений, а также о репарациях и репатриации, но согласие не было достигнуто по территориальному вопросу, исключая острова Хабомаи и Сикотан.

Как бы там ни было, позиции двух стран сильно расходились, и поэтому было решено отложить разрешение территориального вопроса до времен составления мирного договора, а пока Япония и СССР решили заключить соглашение об окончании состояния войны и возобновлении дипломатических отношений, а также о репарациях и репатриации. В дополнение к этому были регламентированы вопросы торговли, рыбного хозяйства и других сфер. Это и есть Совместная декларация Японии и СССР.

Значение заключения Совместной декларации

С заключением японо-советской совместной декларации на одиннадцатый год после окончания войны две страны восстановили дипломатические отношения и японские интернированные наконец вернулись на родину. Вступление Японии в ООН также состоялось в декабре 1956 года благодаря согласию СССР. Кроме того, на основе Совместной декларации позднее было заключено большое количество договоренностей о торговле, морском и воздушном сообщении, экономике, рыболовстве, культуре, туризме, личных обменах и др. Сфера рабочих отношений между странами существенно расширилась.

Что же касается оставшегося неразрешенным территориального вопроса, Япония сразу после подписания Совместной декларации начала взывать к СССР о начале переговоров о мирном договоре, но в 1960 году Советский Союз добавил новое условие для возвращения прописанных в декларации островов Хабомаи и Сикотан: с территории Японии должны уйти все иностранные войска. Кроме того, позиция Советского Союза в отношении территориального вопроса стала жестче, и уже заявлялось, что никакого территориального вопроса между странами нет, а принадлежность островов определена рядом предшествующих международных соглашений. Это не могло не иметь связи с состоянием холодной войны между СССР и США в то время и желанием двух блоков присоединить к своему лагерю как можно больше третьих стран.

Текущая ситуация, когда мирный договор так и не заключен, является экстраординарной, и обе страны прикладывают все усилия, чтобы каким-нибудь образом нормализовать такое положение дел. В настоящее время Россия и Япония как страны, обладающие одинаковой значимостью, развивают двусторонние отношения и практические отношения поднялись до ранее небывалого уровня. Внешнеторговый оборот двух стран достиг рекордной отметки в 30 млрд долларов (2011 год), резко возросли инвестиции Японии в Россию, сеть бизнес-партнерства двух стран широко охватила территории друг друга, также в России сейчас открывается большое количество японских заводов. Процветают и личные обмены между двумя странами.

В прошлом между Японией и Россией было много сложностей и зигзагообразных моментов, но обе страны являются крупными мировыми державами, несущими ответственность за всеобщий мир, и поэтому очень важно поддерживать истинно дружеские отношения, преодолев препятствия прошлого. В последнее время с небывалой ранее частотой проводятся двусторонние встречи на высшем уровне, вместе с этим дружеские связи все более и более укрепляются. Я от всего сердца надеюсь на полную нормализацию отношений между нашими странами. Не стоит ли России и Японии полностью избавиться от послевоенного прошлого и направить свой взгляд в будущее?

Первый шаг к миру

Подписание Совместной декларации 1956 года стало исторической вехой в развитии японо-российских отношений. К сожалению, об этой вехе сегодня вспоминают в основном применительно к территориальной проблеме, что придает ей (в свете спора вокруг судьбы Южно-Курильских островов) немного скандальный характер и умаляет ее значимость. На деле абзац о «передаче Японии островов Хабомаи и острова Сикотан (так в тексте. — В. Л.)» стоял в декларации последним и при этом оговаривался предварительным подписанием мирного договора. «Фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией», — говорится в документе. Почему мирный договор не состоялся — это отдельная и весьма увлекательная история, вокруг которой сломано много копий, но которая не является предметом этой статьи.

Куда более важным в контексте дальнейшего развития российско-японских отношений и обстановки во всей Восточной Азии было то, что совместная декларация означала нормализацию отношений между СССР и Японией и придание им принципиально нового качества. Она не только декларировала «прекращение состояния войны» между СССР и Японией и установление между ними дипломатических и консульских отношений (что само по себе немало), но и подтверждала приверженность Москвы и Токио к мирному решению международных споров, их отказ от угрозы и применения силы, невмешательство во внутренние дела друг друга, развитие двусторонних экономических связей, репатриацию на родину японцев, осужденных в СССР. Одновременно с ратификацией декларации вступили в силу российско-японские Конвенция о рыболовстве в северо-западной части Тихого океана и Соглашение о сотрудничестве при спасении людей на море, имевшие большое практическое значение. Помимо этого СССР обязался поддержать просьбу Токио о вступлении в ООН, что для послевоенной Японии стало одной из важных внешнеполитических задач.

Декларация 1956 года отвечала общим потребностям СССР и Японии, которые в одинаковой степени были заинтересованы в нормализации отношений. Советское государство, провозгласив в феврале 1956 года курс на «мирное сосуществование» и «мирную конкуренцию» с капиталистическим миром, стремилось укрепить свои позиции в Восточной Азии. Не последнюю роль играло стремление Хрущева ослабить влияние США на Токио. В частности, принимая «недальновидное и волюнтаристское» (как пишет в своих воспоминаниях участник переговоров академик С. Л.Тихвинский) решение о передаче Хабомаи и Шикотана Японии, он предполагал вбить клин между Японией и США.

В Японии на парламентских выборах осенью 1954 года победила Демократическая партия Японии. Ее лидер Итиро Хатояма сделал нормализацию отношений с СССР и Китаем одним из центральных пунктов своей предвыборной программы. И уже в апреле 1955 года Совет национальной безопасности США с тревогой констатировал, что Токио «стремится снизить свою зависимость от Соединенных Штатов, добивается большей свободы в международной политике, в том числе расширяя отношения с СССР и коммунистическим Китаем». С другой стороны, потребности экономического развития Японии также требовали нормализации отношений с СССР. Японским рыбакам, а их в то время насчитывалось около 1 млн человек, была очень нужна богатая рыбой северо-западная (советская) часть Тихого океана. Быстро развивавшейся японской экономике — источники сырья и энергоресурсы, которые лежали буквально через море, в Сибири.

Переговоры начались 3 июня 1955 года в Лондоне, шли очень непросто и были прерваны в марте 1956-го. Камнем преткновения была не только территориальная проблема. В Японии было немало политиков, которые принципиально выступали против подписания мирного договора с СССР. Давление оказывали и Соединенные Штаты, которые имели в этом свой интерес. Хорошо известна запись беседы госсекретаря США Даллеса и министра иностранных дел Японии Сигэмицу, сделанная 19 августа 1956 года в американском посольстве в Лондоне. Даллес прямо заявил, что «если Япония признает полный суверенитет над Курильскими островами, то мы можем прийти к заключению, что мы имеем в равной степени полный суверенитет над островами Рюкю».

Тем не менее предложенная японской стороной компромиссная формула «не заключать мирный договор, а лишь осуществить нормализацию отношений» обезоружила всех противников восстановления полноценных связей с СССР. На заключительном этапе переговоров, который проходил в Москве 13–19 октября 1956 года, японскую делегацию возглавил сам Итиро Хатояма, который, будучи уже серьезно больным, все же довел до конца начатое им дело нормализации отношений с Советским Союзом. И исходил он при этом исключительно из интересов своей страны. Как писал впоследствии в своих мемуарах глава японской делегации на переговорах в Лондоне С. Мацумото, Хатояма «любил мир, заботился о том, чтобы поднять международный статус Японии и тем самым добиться ее полной независимости».

Декларация была подписана, ее быстро ратифицировали обе палаты японского парламента и президиум Верховного Совета СССР. 12 декабря в Токио состоялся обмен ратификационными грамотами. Такой уровень ратификации Совместной декларации (как международного договора) означал, что ей был придан особый правовой статус. Исполняя обязательства, взятые на себя по этому документу, Советский Союз отказался от получения репараций с Японии, досрочно освободил японских военных преступников, поддержал просьбу о вступлении Японии в ООН и даже начал готовиться к передаче островов Хабомаи и Шикотан Японии. Стала быстро развиваться российско-японская торговля, налаживались приграничные связи.

Однако подписание мирного договора так и не состоялось. Правительство Хатоямы ушло в отставку, к власти в Японии пришли другие люди с иными взглядами. А совмещенная тема «мирный договор — «передача островов» стала обрастать многочисленными интерпретациями, толкованиями и предложениями, превратилась в знамя ультрапатриотов и, к большому сожалению, основу для взращивания антисоветских, а потом — антироссийских настроений в Японии.

Декларация 1956 года стала результатом компромиссных решений, когда подлинные национальные интересы двух государств отодвинули на второй план интересы второстепенные и отчасти надуманные. Но эта декларация также является и документом для будущего. В марте 2001 года во время встречи президента В. Путина и премьер-министра Японии Ё. Мори в Иркутске главы государств пришли к единому мнению, что Совместная декларация «представляет собой базовый юридический документ, положивший начало процессу переговоров о мирном договоре». Совместное заявление президента РФ и премьер-министра Японии «О принятии российско-японского плана действий» от 10 января 2003 года также обозначило решимость сторон «посредством энергичных переговоров по возможности скорее заключить мирный договор путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и достичь таким образом полной нормализации двусторонних отношений на основе достигнутых до настоящего времени договоренностей, в том числе Совместной декларации СССР и Японии 1956 года…»

Сегодня в Северной Пацифике много проблем, в подходах к которым позиции России и Японии совпадают и где им желательно действовать сообща. Распространение ядерного оружия и ракетно-ядерная программа Пхеньяна, природные и технологические катастрофы, международный терроризм и международная преступность, охрана биоресурсов и защита окружающей среды — это далеко не полный их перечень. Есть у Японии хорошие перспективы подключиться к масштабным интеграционным проектам на просторах Большой Евразии, инициаторами и драйверами которых являются Россия и Китай. 60 лет назад подобная общность интересов привела к заключению Совместной декларации. Сегодня она дает шансы на новые прорывные договоренности.

Обмен ратификационными грамотами о Совместной декларации состоялся в Токио 12 декабря 1956 года. Президент России В. Путин и премьер Японии С. Абэ встретятся в Японии ровно через 60 лет и 3 дня после этого знаменательного дня. Это символично. Хорошо бы, чтобы встреча не ограничилась только этой символикой.

№ 361 / Тацухико КАСАИ, Виктор ЛАРИН / 20 октября 2016
Статьи из этого номера:

​60 лет московской Совместной советско-японской декларации

Подробнее

​Где же вы, менты из сериала?!

Подробнее

​Вся власть единороссам!

Подробнее