Экономика

​Таможня не спит, служба идет

Руководство Дальневосточного таможенного управления — о сокращении импорта иномарок, новом режиме работы погранпереходов и борьбе с «помогайками» и «распилами»

​Таможня не спит, служба идет

Автоимпорт на спаде

За девять месяцев 2016 года ввоз автомашин на Дальний Восток сократился на 14,6 %. Эти цифры привели на пресс-конференции во Владивостоке начальник Дальневосточного таможенного управления Юрий Ладыгин и его первый заместитель Сергей Федоров.

Импорт «япономарок» неуклонно снижается в течение уже нескольких последних лет из-за падения курса рубля и уменьшения покупательной способности населения. Так, по итогам 2015 года ввоз авто упал в 3,1 раза (со 158 тысяч автомобилей в 2014 году до 52 тысяч в 2015-м). В 2016-м падение продолжилось: если за девять месяцев прошлого года в регион ввезли 40194 автомобиля, то за девять месяцев текущего — лишь 34324. Ввоз легковушек упал с 37698 до 32291, грузовиков — с 2002 до 1516. Зато автобусов ввезли несколько больше: 517 против 494. Большую часть машин — 84 % — везут из Японии, 13 % — из Китая, 1,6 % — из Южной Кореи.

В то же время сумма перечисленных за ввоз автотранспорта таможенных платежей выросла на 12 % — с 7,9 до 8,9 млрд рублей, что первый заместитель начальника ДВТУ Сергей Федоров объясняет изменением курса рубля.

Таможенники продолжают борьбу с легализацией «распилов» — автомобилей, ввозимых из Японии по частям в целях снижения таможенных платежей.

— Если кузов декларируется целиком, ставка составляет 15 % от стоимости, но не менее 3 тысяч евро. Если он ввозится по частям, ставка составляет всего 5 % — экономия налицо. У нас было много «одаренных» граждан, которые пытались отпилить от кузова кусочек и декларировать его как части. Мы этому противодействуем, — говорит Федоров. — За последнее время возбуждено четыре уголовных и восемь административных дел, в которых фигурируют 58 автомобильных кузовов. Чтобы «распилы» не легализовывались, мы наладили информационный обмен с УМВД по Приморскому краю и в этом году не дали зарегистрировать 69 «распилов».

В целом по итогам трех кварталов 2016 года товарооборот снизился в стоимостном выражении на 11 % (по экспорту снижение составило 18 %, по импорту — 4,1 %). Юрий Ладыгин констатирует: эта тенденция наблюдается в течение последних трех лет. Вместе с тем отмечается 14-процентный рост экспорта валютоемких водных биоресурсов — краб, икра, морской еж, трепанг, идущие в Корею, Японию, Китай.

Погранпереходы без отдыха

В законе о Свободном порте Владивосток есть требование круглосуточной работы таможенников на границе. Как сообщил Сергей Федоров, на сегодняшний день все морские пункты пропуска, входящие в Свободный порт Владивосток, работают круглосуточно, воздушный пункт пропуска — международный аэропорт Кневичи — тоже. Железнодорожный переход «Пограничный» также функционирует в круглосуточном режиме, на других железнодорожных пунктах пропуска («Хасан-Туманган» и «Махалино-Хуньчунь») необходимости в этом пока нет.

Проблема остается с автомобильными погранпереходами. Их перевод на круглосуточный режим невозможен без принятия аналогичных мер китайской стороной.

— С китайскими партнерами мы сейчас активно проводим работу. Уже удалось договориться об увеличении времени работы некоторых пунктов пропуска, — рассказал Сергей Федоров. — Автомобильный переход «Краскино» перешел на семидневный режим работы с 12-часовым рабочим днем. Самый загруженный переход — «Пограничный», с сопредельной стороной уже достигнута договоренность о его переводе с 12-часового на 16-часовой режим, это тоже будет семидневка. Следующим будет «Турий Рог». В перспективе, когда мы проработаем все вопросы с китайской стороной и когда наши пункты пропуска будут должным образом обустроены и оборудованы, мы сможем перейти на полноценный круглосуточный режим.

По словам Федорова, на границе продолжается борьба с «помогайками», беспошлинно провозящими в Россию коммерческие партии товара якобы для личных целей:

— Дела постоянно возбуждаются, более 345 тонн товара возвращено на территорию Китая.

В последнее время, после падения курса рубля, появилась новая проблема — «помогайки», везущие товар уже не в Россию, а, напротив, в Китай.

— Туристы активно везут туда товары, в первую очередь продукты питания, причем в таких объемах, что это делается явно не для личных целей, — говорит Федоров. — Этим мы тоже активно занимаемся, хотя есть сложности: у нас на вывоз нет норм, учитывается только назначение товара — для личных или коммерческих целей.

Законы о территориях опережающего развития и Свободном порте Владивосток предусматривают возможность использования такой льготной процедуры, как «свободная таможенная зона». В этом году данной процедурой впервые воспользовались два резидента ТОРов «Белогорск» и «Большой Камень». Резиденты свободного порта пока медлят.

— Нельзя сказать, что эта процедура не востребована у резидентов свободного порта. Они сейчас проводят подготовительные мероприятия, которые требуют времени. Закон о территориях опережающего развития появился намного раньше, чем закон о свободном порте, но первое декларирование заявлено только в этом году. Прежде чем заявлять процедуру свободной таможенной зоны, резиденты свободного порта должны обустроить территорию. Сейчас, как я понимаю, они этим занимаются, а мы их консультируем, — объяснил Сергей Федоров.

№ 362 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 27 октября 2016
Статьи из этого номера:

​Таможня не спит, служба идет

Подробнее

​Родное и думы

Подробнее

​У природы нет границ

Подробнее