Общество

Русский размах

Центральный пролет уникального моста на остров Русский — 1104 метра — рекордный в мировой практике мостостроения

Русский   размах


«Русский мост» — так называют грандиозный мостовой переход на остров Русский во Владивостоке. С ростом могучих опор по обе стороны пролива Босфор Восточный это символичное словосочетание становится все более устойчивым. И дело не только в том, что по многим параметрам морской вантовый мост будет превосходить подобные сооружения в мире. Вместе с контурами ключевого объекта саммита стран АТЭС-2012 все более отчетливо прорисовывается его значение для экономического и геополитического развития всей страны. Эксперты полагают, что реализуемый в рамках подготовки к международному форуму масштабный комплекс строительных работ и создание новой инфраструктуры Владивостока будут иметь огромное значение как для развития Дальнего Востока, так и для укрепления взаимоотношений Российской Федерации со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Мост на остров Русский — уникальный по сложности объект, каких в России еще не строили. Да и не только в России. Он будет рекордным в мировой практике мостостроения по длине центрального пролета — 1104 метра, по высоте пилонов — 320 метров, по  длине вант — до 580 метров. Если учесть, что строится мост во Владивостоке гораздо в более сложных условиях и в более сжатые сроки, чем его аналоги, можно с уверенностью сказать: не только в России, но и в мире сооружений с подобными характеристиками не существует.

Борис КОНДРАТ, генеральный директор «УСК  МОСТ»:
— Сегодня в конструкции мостового перехода уложено уже более 200 000 кубометров высококачественного монолитного железобетона, смонтировано около 4 000 тонн металлоконструкций пролетного строения эстакады, на проектную отметку выведено 27 опор из 33, еще несколько — в завершающей стадии строительства. Продолжают набирать высоту 320-метровые пилоны на полуострове Назимова и острове Русском, которые выросли над уровнем моря более чем на 50 метров. Уникальный мост над проливом Босфор Восточный растет, можно сказать, на глазах.

Каждый большой внеклассный мост — это уникальное инженерное сооружение. Но в случае вантового моста через Босфор Восточный речь действительно идет о беспрецедентном проекте. При работе над ним необходимо было учесть ряд серьезных факторов, продиктованных условиями судоходства, сложнейшими геологическими, климатическими и сейсмическими условиями региона. По многим своим характеристикам мост на остров Русский неповторим.

Что касается сооружения опор, пилона, балки жесткости и самого вантового сооружения — это все практически спецпроект. Специально заказывались и проектировались башенные краны большой грузоподъемности и высотой до 350 метров, которые будут расти вместе с пилонами. Специально проектировались металлоконструкции аэродинамической формы, формы крыла самолета. К оригинальному оборудованию относятся и бетононасосы, способные подавать смесь на отметку свыше 500 метров, и лифтовые подъемники, которые будут установлены снаружи и внутри пилона, и специальная самоподъемная опалубка, позволяющая сократить цикл бетонирования до минимально возможных сроков. Высокотехнологичные ванты системы Р55 с компактным расположением стрендов, позволяющей заменить любую ванту или отдельный стренд без остановки движения по мосту; и гидравлические демпферы для гашения колебаний пролетного строения; и прогрессивные системы преднапряжения железобетонной балки жесткости — это инновации в сооружении мостового перехода. Весь объект уникален в своем исполнении.

Сам я родом из Приморья и горжусь теми масштабными переменами, которые динамично происходят в крае. Сегодня Владивосток — на новом этапе развития. От имени многотысячного коллектива «УСК МОСТ» поздравляю всех горожан с юбилеем любимого города! Уникальный мост на остров Русский с рекордными для мировой практики параметрами: длина центрального пролета — 1104 метра, высота пилона — 320 метров, ванты — до 580 метров — станет настоящей гордостью и украшением  Владивостока, который отмечает свое 150-летие!

Николай РОГОВ, заместитель генерального директора «УСК МОСТ», руководитель проекта:
— Мост на остров Русский к окончанию строительства может взять немало мировых высот. И дело не только в его рекордных параметрах. В этом проекте очень много того, к чему можно применить слова «впервые» и «самый».  

Например, невидимая глазу часть мостового перехода через Босфор Восточный впечатляет своим масштабом профессионалов. В фундаменты из 818 буронабивных свай на 33 опорах в общей сложности уложено 52,6 тысячи кубометров высококачественного железобетона.  Общий объем скважин, пробуренных на строительстве моста на остров Русский, составляет более 17 тысяч погонных метров!

По мнению специалистов, в России не было примеров бурения в таких геологических условиях. Учитывая же сложные климатические условия в Приморье и крайне сжатые сроки, думаю, даже в мировой практике вряд ли кто когда-нибудь делал такую работу. Эти 17 километров пройдены в сложнейших скальных грунтах пролива Босфор Восточный, глубина скважин диаметром 2 метра достигает отметки 77 метров! При устройстве буронабивных свай под 320-метровые пилоны на полуострове Назимова и острове Русском впервые в отечественном мостостроении были использованы реверсные установки, в штормовых морских условиях освоена технология бурения и бетонирования скважин «с воды». А при сооружении фундамента гигантской опоры в режиме непрерывного бетонирования, которое продолжалось более четырех суток, в ростверк было уложено около 9,5 тысячи кубометров самоуплотняющегося, литого бетона — один из рекордных в отечественном и мировом мостостроении объемов.

Пройдено много знаковых этапов. Недавно успешно проведена контрольная сборка панелей металлической балки жесткости главного руслового пролета, и сейчас на производственной  базе мостостроителей на полуострове Назимова развернулась подготовка к ее монтажу. Это уникальная операция, предстоит масштабная и в то же время ювелирная работа. Из Омска во Владивосток будет доставлено 23 тысячи тонн нестандартных, сложных в исполнении металлоконструкций для монтажа балки жесткости руслового пролета — 103 панели весом от 185 до 370 тонн. Их укрупнительная сборка будет производиться непосредственно на стройплощадке на стапеле. Как показала контрольная сборка, современная технология обеспечивает идеальную геометрию пролетного строения, позволяя собирать крупногабаритные блоки с точностью до 3 миллиметров. При этом исключаются дополнительные операции подгонки на монтаже, который будет вестись в условиях сильного ветрового воздействия на высоте 70 метров.

Сооружение рекордного по своим параметрам центрального пролета длиной 1104 метра начнется одновременно с двух берегов. Прямо со стапелей готовые блоки будут транспортироваться к месту монтажа балки жесткости, которая собирается внавес с двух сторон и стыкуется в середине моста над проливом Босфор Восточный. Остров будет соединен с материком — таким образом, будет реализована мечта многих поколений жителей столицы Приморья. И это открывает новые перспективы для развития Владивостока, отмечающего 150-летний юбилей! С праздником!

Алексей БАРАНОВ, директор филиала «УСК МОСТ» во Владивостоке:
— Строить быстро, эффективно и качественно — требование времени, в современном мире по-другому нельзя. В силу уникальных инженерных характеристик и требований безопасности «Русский мост» на особом счету у проектировщиков и строителей. Для реализации сложнейшей задачи разработан комплекс инновационных решений, сегодня на сооружении ключевого объекта саммита АТЭС во Владивостоке  сконцентрировано все лучшее, что есть в теории и практике как отечественного, так и мирового мостостроения.

Кто-то очень точно заметил, что главная примета любого кризиса — это замершие строительные краны. Здесь, на юге Дальнего Востока, мощная строительная техника шумит и день и ночь, и звуки могучей стройки отдаются на всю страну. Особый статус стройки отметил председатель правительства России Владимир Владимирович Путин, который в ноябре минувшего года побывал на производственной площадке мостового перехода и детально ознакомился с ходом работ. Если проводить исторические аналогии, можно вспомнить, что во времена Великой депрессии в США президент Рузвельт специально начал широкомасштабное строительство дорог по всей стране, чтобы занять людей и в то же время создать инфраструктуру. Такие же действия в условиях финансового кризиса сейчас предпринимаются в соседнем Китае. То есть начало великих строек — проверенный рецепт по преодолению самых сложных экономических потрясений. У нас это произошло естественным путем, реализация важных геополитических мегапроектов стала частью антикризисной программы государства. Строительство — это самая мультипликативная отрасль. То есть одно рабочее место в строительстве ведет к созданию шести рабочих мест в смежных отраслях. Больше ни одна отрасль такого не дает. Поэтому в сооружении моста на остров Русский участвуют не только более 4 тысяч строителей, из которых треть — жители Приморья. Десятки предприятий региона и края, с которыми мы сотрудничаем как с субподрядчиками и поставщиками, на которых размещаем заказы, стали нашими партнерами. Особо отмечу, мост на остров Русский полностью строится из российских стройматериалов. А это 20 000 тонн металла, 37 300 тонн арматуры и более 320 000 кубометров бетона высокого класса прочности.

Сегодня во Владивостоке строятся уникальные мосты, современные эстакады и развязки, скоростные трассы нового поколения. При жестком графике работ к возводимым объектам предъявляются повышенные требования по качеству. Поэтому вся эта современная транспортная инфраструктура будет долго и надежно служить жителям Приморья после проведения саммита стран АТЭС-2012.

Сам Владивосток уникален изначально — такой бухтой и такими заливами может похвастать далеко не каждый город, приезжающие к нам делегации часто сравнивают его с Гонконгом или Сан-Франциско. Эти города знамениты еще и своими уникальными мостами. Мост на остров Русский станет своеобразным памятником, украшением молодого и энергичного города, который отмечает свое 150-летие. С праздником вас, жители столицы Приморья! Русский мост не только соединяет берега пролива Босфор Восточный — это мост от прошлого к будущему Владивостока!..

№ 40 / Распутный Алексей / 01 июля 2010
Статьи из этого номера:

Русский размах

Подробнее

От Олимпиады до Русского

Подробнее

«Шапкой» закидаем!

Подробнее