Экономика

​Коридоры свободного порта

Россия и Китай подписали меморандум о развитии МТК «Приморье-1» и «Приморье-2»

​Коридоры свободного порта

Меморандум о сотрудничестве в области развития международных транспортных коридоров (МТК) «Приморье-1» и «Приморье-2» подписан в ходе визита председателя КНР Си Цзиньпина в Россию и встречи с президентом РФ Владимиром Путиным.

Вместе в путь

Документ в присутствии лидеров двух стран подписали министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка и председатель Госкомитета КНР по развитию и реформе Хэ Лифэн. В своем заявлении Владимир Путин назвал проект Евразийского экономического союза с китайской инициативой «Экономического пояса Шелкового пути», куда входят международные транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», «перспективным направлением, приложением совместных усилий в русле нашей идеи о формировании большого евразийского партнерства».

— В плане развития транспортных коммуникаций мы приветствуем российское предложение о развитии и строительстве международных транспортных коридоров в Приморье и готовы в нем участвовать, — заявил лидер КНР.

Согласно документу стороны будут оказывать содействие в развитии инфраструктуры МТК, включая автомобильные и железные дороги, порты, аэропорты, пункты пропуска и системы связи. Обе страны также выражают готовность упростить процедуры, расходы и время при таможенном оформлении транзитных грузов. Стороны намерены увеличить объем грузовых перевозок, усилить сотрудничество между портами Дальнего Востока России и Китая, поддерживать строительство международных логистических парков и стимулировать развитие трансграничной электронной коммерции.

— Совместное развитие МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» является важной составляющей сотрудничества по сопряжению Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути. Это новый качественный этап взаимного развития государственных стратегий Дальнего Востока и Северо-Востока Китая, — прокомментировал Александр Галушка.

Координировать реализацию проекта будет специально созданная межведомственная рабочая группа, а управлением и эксплуатацией транспортных коридоров займется совместная управляющая компания. Согласно концепции развития МТК инфраструктура коридоров будет создаваться за счет частных инвестиций. Суммарно проект оценивается в 300 миллиардов рублей.

И время, и деньги

По расчетам китайской стороны, с 2015 по 2016 год через МТК «Приморье-1» объем грузов из Китая в Россию и из России в Китай увеличился в шесть раз. А с начала 2017-го поток увеличился уже примерно в два раза по сравнению с прошлым годом. В планах китайских грузоотправителей до конца текущего года увеличить этот объем в четыре раза по сравнению с 2016-м.

Как напомнил вице-премьер, полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, правительство РФ утвердило разработанное Минвостокразвития постановление, которым определены конечные пункты пропуска в портах Приморья. Теперь именно здесь, а не на границе будет осуществляться таможенный контроль транзитных грузов из северо-восточных провинций Китая. Это должно сократить время прохождения по МТК в шесть раз. В качестве таких пунктов определены Зарубино, Посьет, Владивосток, Восточный и Находка.

Напомним, МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» проходят через территорию Свободного порта Владивосток и соединяют китайские провинции Хэйлунцзян и Цзилинь с морскими портами края. Совокупная экономия китайских грузоотправителей при использовании МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» оценивается в 1 миллиард долларов ежегодно. По оценкам экспертов, при отправке зерновых грузов из китайского Хуньчуня в Шанхай экономия на тонну составляет до 20 долларов по железной дороге и до 40 долларов при отправке автомобильным транспортом через МТК «Приморье-2» в сравнении с внутрикитайским маршрутом. Аналогичная ситуация и с контейнерными грузами: экономия на контейнер составляет 315 долларов по железной дороге и 595 долларов — по автомобильной.

Выход на рынки

В настоящее время Китай занимает 50 % всего внешнеторгового оборота Приморья. Поэтому губернатор края Владимир Миклушевский видит две основные причины серьезного интереса китайских инвесторов к проектам МТК, концепция реализации которых включает строительство причалов, морских терминалов, объектов энергетической, транспортной и дорожной инфраструктуры.

— Во-первых, эти транспортные коридоры рассчитаны в первую очередь на транзит грузов из Китая и в Китай. Общеизвестно, что северо-восточные провинции Китая не имеют собственных портов и выходов к морю. Но мы, как добрые соседи, готовы их предоставить — МТК как раз соединяют госграницу с портами Приморья, — отметил губернатор.

В настоящее время на территории края работают более 200 предприятий с инвестициями КНР. Именно китайский бизнес наиболее активно «осваивает» новые экономические режимы, которые появились в Приморье — территории опережающего развития (ТОР) и Свободный порт Владивосток. И это, по мнению губернатора, вторая причина заинтересованности партнеров из КНР в развитии транспортных коридоров: режимы ТОР и СПВ эффективны для экспортно ориентированных производств.

— Объем китайских инвестиций в проекты в рамках ТОР составляет более 1,3 миллиарда рублей. Резидентами Свободного порта Владивосток уже стали шесть компаний с китайскими инвестициями. На территории Приморского края проживают около 2 миллионов человек, на всем Дальнем Востоке — около 6,5 миллиона, рынок не велик, но в часе полета от Владивостока живет более 400 миллионов человек — это огромный рынок. Поэтому мы, конечно, ожидаем серьезный прорыв в деле привлечения инвестиций из КНР, — комментирует Владимир Миклушевский. — Транспортные коридоры откроют новые рынки для продукции Приморья, которая будет производиться на предприятиях ТОРов и Свободного порта Владивосток.

Задача властей — создать выгодные и интересные условия ведения бизнеса на территории. Сегодня российские и иностранные партнеры подтверждают, что уже сейчас в регионе созданы привлекательные механизмы. По словам губернатора, инвестиционная модель прорабатывается и для проектов МТК.

— Мы видим серьезный интерес со стороны наших китайских партнеров. Сейчас мы находимся на стадии выработки финансовой модели, потому что совершенно очевидно, что любые инвестиции должны быть возвратными, — уточнил глава края.

Для частных вложений в развитие портов, причалов и терминалов будут задействованы как льготные режимы ТОР и СПВ, так и поддержка инвестиционных институтов региона. Кроме того, вопросы сооружения дорожной инфраструктуры могут решаться на условиях государственно-частного партнерства. В том числе — в рамках закона о концессии, принятого в России.


Справка

В МТК «Приморье-1» входит маршрут «Харбин — Муданьцзян — Суйфэньхэ — Пограничный (Дуннин — Полтавка) — Уссурийск — порты Владивосток / Восточный / Находка».

МТК «Приморье-2» соединяет китайскую провинцию Цзилинь (Чанчунь — Цзилинь — Хуньчунь) с портами Славянка, Зарубино и Посьет в Приморье.


Материал подготовлен в рамках проекта «Приморье/Территория развития»

№ 400 / Герман ШАБЕКО / 27 июля 2017
Статьи из этого номера:

​Академик Юрий Кульчин: России нужны собственные высокие технологии!

Подробнее

​Коридоры свободного порта

Подробнее

​Большая нефтегазохимия

Подробнее