Экололгия

​Угольный туман

Дальневосточные экологи, ученые, чиновники продолжают искать выход из угольного тупика

​Угольный туман

Проблема загрязнения воздуха, воды и почвы при перевалке угля в приморских портах была в очередной раз поднята в ходе 11-го международного экологического форума «Природа без границ», прошедшего во Владивостоке. Несмотря на протесты населения, набаты экологов и обещания разношерстных чиновников, экспортный уголь продолжает безбожно пылить.

Первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев признал: «Проблема коснулась населения практически всех городов, где есть порты. Предприятия, которые этим занимаются, безусловно, имеют программы по экологическим мероприятиям. Но реакция населения показывает, что эти программы недостаточны. У нас твердое мнение: такие грузы должны перерабатываться в специализированных портах. Мы за то, чтобы применялись современные технологии и чтобы эти порты находились вне населенных пунктов».

Директор департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края Александр Коршенко рассказал о шагах, которые уже делаются: стивидорные компании покупают системы пылеподавления и спецтехнику, ограждают угольные склады бетонными конструкциями.

Однако депутат Госдумы от Приморья Виктория Николаева убеждена, что этих мер недостаточно: «Система пылеподавления хаотична, каждый бизнесмен принимает решение сам, действуя в силу своей образованности и своих финансовых возможностей. Должна быть выстроена система, сегодня ее нет. В Находке мы столкнулись с чудовищной ситуацией, когда люди стали просто задыхаться. Они выходили на митинги, обращались во всевозможные инстанции. Изначально большинство портов в Находке не были предназначены для перевалки пылящих грузов, но с чьей-то легкой руки эти терминалы начали работать с углем, и мы получили катастрофический результат. Это наглядное доказательство того, что лучше предупредить экологические проблемы, чем потом устранять их последствия. Мы должны принципиально изменить подход в природоохранной работе, сместить акценты, сделав приоритетами здоровье жителей, чистоту воды, воздуха, почвы, цивилизованные методы ведения бизнеса. Коммерсанты должны понять, что жертвовать интересами экологии в погоне за прибылью недопустимо. Вот уже год мы работаем над решением проблемы, но пока продвинулись мало. В Госдуме разрабатывается проект закона, который установит жесткие требования для тех, кто занимается перевалкой угля. Надо сказать, что работа над этим законопроектом продвигается непросто: есть серьезное лобби угольных компаний».

Напомним: в бытность губернатором Владимир Миклушевский на словах запретил открытую перевалку угля в приморских портах и даже инспирировал соответствующий закон, однако проблемы это не решило. Теперь надежда на закон уже федеральный. Но, во-первых, еще не факт, что его примут. Во-вторых, если примут, то неясно, в каком виде. Кроме того, в этом законопроекте речь идет не о запрете открытой перевалки пылящих грузов, а о том, что работа соответствующих терминалов в границах населенных пунктов допускается только при использовании «наилучших доступных технологий» (модная ныне аббревиатура — НДТ) и соблюдении нормативов по вредным выбросам. Что будет пониматься под этими самыми НДТ и какими будут нормативы — должно определить правительство после принятия закона. Уже просматриваются лазейки: границы населенных пунктов имеют свойство иногда меняться, «наилучшие технологии» — понятие достаточно размытое… Тем временем в Приморье не только пылят действующие, но и проектируются новые угольные терминалы.

«Это серьезная проблема не только для портов Дальнего Востока, но и для всей страны, — считает Николаева. — Железнодорожные составы идут открытыми, пылят. До 10 % угля теряется при транспортировке, это очень большая цифра. Пока у министерств и ведомств нет понимания того, что это комплексная проблема. Я уже год этим занимаюсь и вижу, как медленно идет продвижение в умах чиновников и как у нас несистемно пользуются наработками науки. Нужны и ужесточение, и просвещение».

О том же самом говорит вице-президент Российского национального комитета содействия Программе ООН по окружающей среде Виктор Усов: «Проблема угля — не локальная. Уголь пылит на всех участках движения от добытчиков до конечного потребителя. Наша задача — устранить эти нарушения, наладив межведомственное и межрегиональное сотрудничество. Нужно и законодательное решение вопроса».

№ 414 / Сергей ПАВЛОВ / 02 ноября 2017
Статьи из этого номера:

​Черная быль

Подробнее

​Угольный туман

Подробнее

​Октябрьские праздники и будни

Подробнее