Общество

Калина развесистая

Посидев за рулем «Лады» молодежного цвета, Путин пообещал снова поднять пошлины на ввоз иномарок

Калина развесистая



Лично мне автопробег Владимира Путина за рулем бананово-желтой «Лады Калины» по федеральной трассе «Амур» более всего напомнил автопробег Остапа Бендера и компании на «Антилопе Гну» из Арбатова в Черноморск.
Не потому, что Путин напомнил Бендера, — последний, на мой взгляд, симпатичнее, хотя и плут. И не потому, что «Калина» норовила развалиться подобно «Лорену­Дитриху» Адама Козлевича, — напротив, путинская «Лада Калина Спорт» показала себя достойно. Оно и неудивительно — премьеру явно подсунули не простую, а штучную машину. Равно как и не простую российскую, а особую дорогу — по крайней мере, особый ее участок (в иное поверить никак невозможно). Да и внешне «Калина» (земляки¬приморцы меня осудят, ну и ладно) мне даже немного нравится в отличие, например, от «лады¬десятки». В кузове «седан» эта «ягодка» несколько напоминает «Мазду-Фамилию» 1998 модельного года. Что там у нее внутри — естественно, не знаю, но, как и положено истому дальневосточнику, слегка осуждаю. Хотя бы за то, что в «Калине» наверняка нет АКПП. Но бог с ним, с «автоматом»: человек — такая скотина, что привыкнет не только к «механике».

Аналогии с «Золотым теленком» возникли у меня единственно потому, что перегон «Калины» по фантомной трассе «Хабаровск — Чита» невольно наводит на мысли о колоссальном шарлатанстве. Относящемся и к самой машине (шире — всему отечественному автопрому в сборе), и к дороге, и ко всей нашей публичной политике. Понятно, что это, во-первых, откровенная пиар-акция АвтоВАЗа. Точно так же понятно, что, по крайней мере, на Дальнем Востоке продажи вазовских моделей она не поднимет, даже если бы рядом с Путиным в салоне «Калины» сидел до кучи еще и Медведев. Поэтому совершенно нелепо и смешно смотрится растиражированный СМИ разговор Путина на дальневосточной АЗС со случайными, хочется верить, клиентами заправки. (Кстати, смотрел ли Путин на ценники — ведь известно, что на Дальнем Востоке бензин гораздо дороже, чем в Москве? Может, и смотрел, но вдруг ценники именно на этой отдельно взятой АЗС успели подкорректировать? Возможно, что и нет — ведь Путин уже в ходе перегона заявил о том, что наши цены на бензин необоснованно высоки, приведя в пример прежде всего Камчатку, однако сказав и за всю страну; но тогда я решительно не понимаю, что ему мешало узреть этот очевидный факт раньше и допустимо ли сейчас ограничиваться беззубым: «Надо посмотреть повнимательнее на эти расчеты».) Премьер, напомню, спросил этих самых клиентов АЗС, на чем они ездят, и, получив ожидаемый ответ — «на «японках», посоветовал им купить «Калину»: «А вы попробуйте приобрести такую машину. Уверяю вас, не пожалеете» (а если пожалеем, нам что, вернут деньги?). Я бы очень хотел, чтобы в России производились отличные автомобили; но я прекрасно понимаю, что дальневосточники и сибиряки пересядут на «Калины» (или, скорее, на бюджетные модели смешанной русско¬иностранной крови — «Форд­Фокус», «Рено­Логан» и т. п.) только в одном случае: если правый руль окончательно запретят или взвинтят ввозные пошлины еще раз (а все к тому и идет, даже если рожденный в недрах Минпромторга техрегламент действительно будет скорректирован и напрямую по правому рулю не ударит — об этом мы должны узнать уже в конце сентября). Потому что иначе победитель в соотношении «цена — качество» предопределен заранее, и эта предопределенность, к сожалению, не в пользу российского автомобиля. Кто сидел в «японце», пусть подержанном, пересядет в ту же «Калину» разве что под дулом пистолета. Говорю с искренним сожалением о том, что у нас нет таких машин по таким ценам, даже после всех повышений пошлин. Так что если кто-­то на западе (с той стороны Урала) и поверит советам Путина и его выводам о том, что «Калина» — машина «надежная и комфортная» (сам­-то Путин, как известно, предпочитает немецкий автопром), то дальневосточники явно не поверят.

Кстати, мне вообще неясно, верит ли сам Путин в свои цитированные выше слова, сказанные на заправке. Причем, как говорится, оба варианта хуже. Да и вообще почему премьер­министр у нас выступает экспертом по автомобилям, если по образованию он, например, юрист, а по профессиональному происхождению — сами знаете кто? Любому грамотному автослесарю или автоиспытателю доверия куда больше. Не говоря уже о том, что кадры, на которых Путин чем­-то лично рулит — то истребителем, то байком, то автомобилем, изрядно утомили. Это похоже на назойливую демонстрацию отпускного фотоальбома нетактичным хозяином: это я в Египте (в Суньке), а это — в Турции (в Хуньчуне). Или на неизжитый мальчишеский интерес самому подержаться за рычаги настоящего танка и самому пострелять из автомата.

Покоробили и выложенные в интернете фотокадры путинского автопробега: крошечная желтая коробчонка, затерявшаяся среди кортежа из огромных японских и немецких джипов — «крузаков»-«двухсоток» и «гелендвагенов­брабусов». Часть из которых к тому же внаглую пилили по встречке — как же, сам Путин едет. Почему это были, например, не «УАЗы­Патриоты», один из которых Путин, как известно, подарил своему итальянскому другу Берлускони, притом что последний на всякий случай на подарке ездить остерегся? Один вид этого кортежа уже диссонирует с рекламными заявлениями Путина о российской промышленности, производящей комфортные и надежные машины (кстати, интересно, как такое поведение соотносится со статусом госслужащего).

Наконец, дорога. Я не знаю, что там происходит сейчас на всем протяжении многострадальной трассы «Амур» (Чита — Хабаровск). Вероятно, специально к приезду премьер­министра для него подготовили какой­-то образцово-показательный «потемкинский» участок. Но еще весной, к примеру, мой друг перегонял в Сибирь автомобиль (и не хлипкую «Калину», а рамный внедорожник «Тойота­Сурф» в 185-м кузове) и по прибытии в пункт назначения поделился со мной незабываемыми впечатлениями о дороге, частично отсутствующей вовсе. Нелишне напомнить также, что еще в 2004 году, то есть шесть с половиной лет тому назад, тот же самый Путин торжественно «открыл» в Хабаровске эту же самую трассу. Правда, потом выяснилось, что «открытие» — липа и нормальной дороги как не было, так и нет. Но, видимо, момент был очень уж подходящий — канун очередных президентских выборов Путина. Или сейчас уже начинается подготовка к новой кампании — 2012 года? В этом случае кремлевским политтехнологам можно не беспокоиться. Похоже, свой пиаровский ресурс трасса «Амур» не исчерпает еще долго и ее сможет триумфально «открывать» еще не один (или один, но много раз) российский президент. Налицо и новые технологии. Так, на одной из «позитивных» фотографий на официальном сайте автодороги «Амур», изображающей этапы строительства дальневосточной трассы, а конкретнее — новую современную развязку (прямая ссылка — http://www.amur-trassa.ru/media/gallery/092.jpg), почему-то обнаружился, как не преминули заметить бдительные пользователи интернета, дорожный указатель с названием города Брянска…

P.S. Как следует из размещенной в интернете любительской съемки проезда Путина по «федералке», одинаковых желтых «Калин» на самом деле было целых три — видимо, на случай, если две сломаются. Причем две ехали своим ходом, а третья — на грузовике...

№ 49 / Авченко Василий / 02 сентября 2010
Статьи из этого номера:

Грузите депутатов бочками

Подробнее

«Добро» для таможенника

Подробнее

Выбор в октябре

Подробнее