Авто

Без VINa — не виноватые

Не так страшен техрегламент, как таможенные пошлины

Почти год назад, а именно 23 сентября 2009 года, «Российская газета» официально опубликовала подписанное премьером Путиным постановление правительства РФ от 10 сентября того же года, утверждающее новый технический регламент о безопасности колесных транспортных средств. 23 сентября текущего года он должен вступить в силу. Это ожидание весь год тревожило отечественных поклонников подержанных японских автомобилей: согласно тексту регламента, ввоз «бэушных» машин без 17-значного VIN-кода запрещался, тогда как именно у японских автомобилей, выпущенных для внутреннего рынка (то есть праворульных), этот код отсутствует.

В течение этого года шли споры; в итоге руководитель профильного департамента Минпромторга Алексей Рахманов пообещал до вступления регламента в силу исключить пункт о VIN-e, заявив, что последний появился в документе не со злым умыслом прикрыть импорт праворулек, а просто так. Не все верили Рахманову, считая его злейшим противником правого руля. Совсем недавно видный автобизнесмен и депутат Думы Владивостока Дмитрий Пенязь в одном из комментариев СМИ выразил сомнение в том, что регламент будет исправлен: «Чтобы там ни говорили о возможных поправках, ни одного официального документа по этому поводу мы не видели. А значит, через месяц у нас просто не будет выбора. Правый руль станет вне закона».
Однако Рахманов не подвел. На днях информагентства распространили сообщения о том, что «президиумом правительства РФ принято решение вновь открыть импорт японских автомобилей, произведенных для внутреннего рынка Японии». Внесены в текст регламента и некоторые другие либеральные поправки, которые, например, позволят по-прежнему ввозить в Россию 20-метровые американские фуры (первой редакцией регламента предусматривалось ограничение в 18,75 метра). «Указанные изменения, предусматривающие упрощение процедур ввоза в РФ бывшей в употреблении автомобильной техники, направлены на снижение риска возникновения социальной напряженности в регионах РФ, в которых на импорт бывшей в употреблении техники приходится значительная часть доходов граждан (прежде всего в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах), а также среди работников транспортных организаций, эксплуатирующих преимущественно бывшую в употреблении грузовую технику, ввозимую из США», — вот как (с редкой для отечественного чиновничества человечностью) сказано в представленных Минпромторгом правительству материалах.
Понятно, что формулировки «вновь открыть импорт» или «упростить импорт» подержанных японских автомобилей не совсем точны: импорт пока что никто не закрывал, это только предполагалось сделать в соответствии с первой редакцией техрегламента. Другими словами, на практике для контрагентов «Зеленого Угла» ничего не изменится: как ввозили, так и будут ввозить. Другое дело, что, как справедливо замечают посетители автофорумов Drom.ru, «импорт никто и не запрещал, только как его можно упростить с такими-то пошлинами?». Ведь таможенные пошлины, повышенные в конце 2008 года и серьезно повлиявшие на импорт праворулек в Россию (не просто сократилось количество ввозимых автомобилей, но изменилась структура этого импорта: одни коммерсанты переключились на малолитражки, другие освоили полулегальную технологию ввоза «распилов»), снижать никто не собирается. Более того, как следует из заявлений Путина, сделанных им в ходе перегона «Лады Калины» по дальневосточной трассе, пошлины будут повышаться и дальше — хотя и не сразу. Так что выдохнуть можно, но для каких-то оптимистических прогнозов оснований как не было, так и нет.
К тому же помимо наиболее одиозного пункта про VIN-номер техрегламент, опубликованный в сентябре 2009 года, содержал и ряд других новых ограничений. «Поправки в техрегламент, похоже, приняты не в полном объеме, а весьма избирательно, — комментируют аналитики Drom.ru. — В приложении № 5 к регламенту среди прочих требований к фарам ближнего и дальнего света есть пункт, явно требующий корректировки светового пучка автомобилей, выпущенных для внутреннего японского рынка. Согласно проекту поправок данное требование исключалось. Однако в повестке… заседания правительства указан к рассмотрению только пункт про VIN, а про фары — нет. Забыли про него упомянуть или данное требование в итоговой версии техрегламента останется — неизвестно». Точно так же ничего на данный момент не сообщается о ксеноне (проект поправок в регламент предполагал исключить запрет на установку нештатного ксенона), о «кенгурятниках» (то же самое) и т. п. Так что, хотя по поводу VIN-номера вроде бы можно уже не волноваться, у российских автомобилистов все равно остается ряд поводов для беспокойства, и точки над «i» здесь расставит только время.

№ 50 / Авченко Василий / 09 сентября 2010
Статьи из этого номера:

The конец

Подробнее

Бывших чекистов не бывает

Подробнее

«Нерпа» в море не ходок

Подробнее