Авто

И вечный бой

Губернатор лично взялся за техосмотр. У приморцев это вызывает дежавю

И вечный бой

Сенсационное сообщение распространила на днях пресс-служба приморского «Белого дома»: губернатор Сергей Дарькин дал руководству краевого управления ГИБДД две недели (то есть срок до 17 сентября), чтобы навести порядок с проведением государственного технического осмотра автотранспорта. «Проблема носит общественный характер, поэтому ее решение держу на личном контроле», — заявил губернатор на совещании в администрации Приморского края.

«Полтора месяца назад Сергей Дарькин уже проводил совещание на эту тему, были даны поручения, установлены сроки. Однако их исполнением губернатор остался недоволен — на его имя продолжают поступать жалобы от населения. Люди сообщают о фактах, когда на коммерческих пунктах с них требуют дополнительную плату. По установленному законом тарифу в 750 рублей получить талон зачастую бывает проблематично. Кроме того, есть кадровая проблема — не все ПТО обеспечены сотрудниками ГИБДД», — добавили в пресс-службе администрации. Теперь губернатор «поручил жестко пресекать любые факты дополнительных сборов с населения за оформление государственного технического осмотра, в противном случае с коммерческими компаниями будут расторгнуты договоры на оказание данных услуг». Кроме того, все пункты технического осмотра в Приморском крае должны быть надлежащим образом оборудованы и укомплектованы сотрудниками ГИБДД. 


Вряд ли кто-то станет оспаривать справедливость поставленных губернатором вопросов; несколько удивляет лишь медлительность (к сожалению, привычная) органов власти. О проблемах с техосмотром в Приморье давно знают все (может быть, кроме самого губернатора и его замов, которым едва ли приходится получать или покупать талон ГТО лично). Недавно новый начальник краевого управления ГИБДД Александр Лысенко произвел очередную реорганизацию этого процесса: теперь на «Заре» (в  бывшем МРЭО) техосмотра нет, инструментальный контроль проводится на частных пунктах, но его результаты по-прежнему оформляются госинспекторами, которые, по-хорошему, должны присутствовать на каждом из таких пунктов. На практике пока все получается не так гладко: где-то инспекторы есть, где-то нет, где-то большие очереди (зато услуги дешевле), где-то очередей нет, но и услуги дороже — причем заметно, доходя до сумм около трех тысяч рублей (притом что купить талон, вообще не проходя саму процедуру техосмотра, сегодня можно за 5–6 тысяч рублей; незаконность этого варианта мало кого смущает). Естественно, все это порождает неизбежные слухи о связях коррупционного характера между предпринимателями-«инструментальщиками» и представителями государства. Посмотрим, что произойдет через две недели; но если судить по многолетней практике, то решение одних проблем с техосмотром в Приморье почему-то всегда приводит к появлению других, и вся эта круговерть постоянно повторяется, не слишком облегчая участь рядовых автомобилистов в отличие от их же кошельков.


Примерно та же самая ситуация во Владивостоке складывается с эвакуацией неправильно припаркованных автомобилей. Никто не спорит с тем, что бросать машины на автобусных остановках и в прочих не предназначенных для этого местах нехорошо и, что важнее, противозаконно; другое дело, что эвакуация зачастую проходит с не меньшими нарушениями закона. Многим памятны скандалы несколькилетней давности, когда фирмы, осуществляющие эвакуацию (например хорошо известный «Автомиг»), занимались незаконными поборами. Однако вскоре после того, как доблестные надзорные структуры разберутся с одними «эвакуаторами», появляются другие и занимаются примерно тем же самым. Весьма показательна история, на днях описанная информагентством PrimaMedia. Автомобиль одного из сотрудников данного СМИ, Виталия Гречанюка, был эвакуирован от ресторана «Репаблик» эвакуатором индивидуального предпринимателя Абанина на штрафстоянку ООО «Паркинг плюс», расположенную по давно известному адресу: ул. Муравьева-Амурского, 8. Чтобы вернуть автомобиль, Гречанюк был вынужден заплатить около 3600 рублей, из которых 3200 стоила погрузка-выгрузка машины, а еще 400 — оформление документов. Гречанюк, основываясь на имеющейся нормативной базе, решил, что это незаконно, и обратился в суд.  


Ответчики, что показательно, в суд так и не явились, поэтому на третьем по счету заседании в конце августа было принято «заочное» решение «взыскать средства, незаконно присвоенные ООО «Паркинг плюс» и ИП Абаниным». Юристы давно отмечали, что подобные поборы — незаконны; по сути дела, это двойное наказание за одно и то же нарушение — неправильную парковку, которая наказывается административным штрафом (по размеру на порядок меньшим, нежели вышеуказанные суммы), и на этом — все. Согласно Гражданскому кодексу РФ плата за первые сутки хранения, а равно за перемещение (куда входит и погрузка-выгрузка) автомобиля на арестплощадку вообще не берется. Однако у предприимчивых эвакуаторов другое мнение, и сложно представить, что они не согласовывают свою сомнительную деятельность с теми или иными представителями власти. 


Вот и получается, что борьба власти с нарушениями при техосмотре или эвакуации неправильно припаркованных машин напоминает поединок со сказочным чудовищем, у которого на месте одной отрубленной головы вырастают три новые (или хорошо забытые старые — самое интересное, что в учредителях новых фирм, занимающихся сегодня арестплощадочным бизнесом, числятся лица, ранее уже светившиеся на этом поприще, или их родственники). Поэтому можно, конечно, ждать, когда очередной мэр или губернатор «даст две недели» на разборки с эвакуаторами, как это было только что сделано с техосмотром, но особых надежд на радикальное решение вопроса в русле закона почему-то нет — на это указывает многолетний опыт многострадальных владивостокских автомобилистов. Даже если незаконная практика пресекается, через полгода-полтора обычно все возвращается на круги своя, только под другими вывесками.

№ 50 / Кузьмичев Егор / 09 сентября 2010
Статьи из этого номера:

The конец

Подробнее

Бывших чекистов не бывает

Подробнее

«Нерпа» в море не ходок

Подробнее