Культура

​Город против Городнего?

По мнению чиновников мэрии Владивостока, искусство измеряется автобусами

​Город против Городнего?

Ситуация с созданием во Владивостоке музея современного искусства «Артэтаж», похоже, окончательно зашла в тупик. Напомним, пять лет назад известный в городе галерист, собиратель современного искусства, создатель галереи «Артэтаж» Александр Городний и тогдашний мэр Владивостока Игорь Пушкарев пришли к соглашению о том, что Городний дарит краевому центру свою коллекцию, а город, в свою очередь, выделяет здание в центре Владивостока («Дом Демби») и создает так называемый МБУК (муниципальное бюджетное учреждение культуры) «Владивостокский городской музей современного искусства «Артэтаж».


Надо сказать, что стороны по-честному подошли к исполнению своих обязательств. Городний оформил дар, администрация действительно выделила здание и приступила к ремонту помещений. Однако с арестом Пушкарева муниципальная активность начала замедляться. Его команда какое-то время еще занималась этим вопросом по инерции; Веркеенко сделать ничего попросту не успел. Что касается нынешней команды «особо талантливых» управленцев, то, судя по их деятельности, никакие новые объекты культуры им попросту не нужны. В одной из бесед чиновники прямо признались, что, по их расчетам, содержание музея обойдется в 27 миллионов рублей (что не совсем правда, затраты могут быть значительно меньше), а это‑– представляете себе! — три новых автобуса или пришкольный стадион.

Более того, все активнее звучат еще вчера приглушенные разговоры о том, что хорошо бы «Артэтаж» куда-нибудь с глаз долой переселить, а шикарному зданию найти более «деловое» применение…

Ну, если измерять культуру автобусами, то Третьяковку давно пора закрыть, как, очевидно, и Эрмитаж. Глубоко, видимо, заблуждается и российский президент, поручивший создать во Владивостоке музей-заповедник «Владивостокская крепость»; наверное, ему еще просто не успели доложить, что Владивосток в новых культурных объектах не нуждается.

Если серьезно, то чиновничью серость можно было бы компенсировать интеллектуальным багажом. Но увы…

Занятно, что одновременно чиновничьим решением вход в «Артэтаж» становится платным. В принципе, это, наверное, правильно. Но не в той ситуации, которую мы наблюдаем.

На днях инициативная группа жителей города, назвавшая себя «Культурная оборона», обратилась с открытым письмом к губернатору края Олегу Кожемяко с просьбой вмешаться в происходящее. Отдавая себе отчет в том, что адресат не вполне надлежащий (речь-то о муниципальных вопросах), авторы письма подчеркивают, что надлежащий адресат — мэрия города — фактически перестал таким быть.

Одновременно с этим документом в редакции «Новой во Владивостоке» появились еще два письма. Одно за подписью известного владивостокского фотохудожника и дизайнера Михаила Павина, второе — авторства английского искусствоведа Рольфа Гобитса.

В такой последовательности мы все три документа и публикуем — с минимальной правкой и сокращениями.


Губернатору Приморского края КОЖЕМЯКО О. Н.

Копия: Главе города Владивостока ГУМЕНЮКУ О. В.

Здравствуйте, уважаемый Олег Николаевич!

Наше к Вам обращение — в связи с неуважительным поведением представителей администрации г. Владивостока в отношении судьбы Музея современного искусства «Артэтаж». Городские чиновники говорят одно, а делают прямо противоположное. На наш взгляд, они не способны реализовывать культурную политику, достойную миссии Владивостока как культурной столицы России на Тихоокеанском побережье. Не способны — в силу скудности представлений об истории и современности культуры и отсутствия управленческих компетенций.

«Артэтаж» расположен в историческом здании «Дом Демби» (улица Адмирала Фокина, 25 и Океанский проспект, 9). Кратчайшая история этого Музея — в прилагаемом обращении к Главе г. Владивостока Гуменюку О. В., переданном адресату в апреле 2019 года. Там же — изложена проблемная ситуация, в которой пребывает «Артэтаж» по сей день. Добавим к сказанному там, что за 30 лет с момента образования «Артэтажа» — нам невозможно представить Владивосток без «Артэтажа». Он давно известен во всем мире. В его коллекции — уникальные работы современных художников Владивостока, Приморья, Дальнего Востока, России, мира: они, художники, на протяжении многих лет дарили свои произведения «Артэтажу» — из любви к Владивостоку и веры в долгий жизненный век «Артэтажа» как Музея современного искусства.

На сегодняшний день:

Музею современного искусства «Артэтаж» фактически в статусе самостоятельного муниципального учреждения культуры — Администрацией г. Владивостока отказано.


О статусе владивостокского Музея современного искусства «Артэтаж» и гарантиях сохранения его фондов

Коллекция «Артэтажа» остается — без статуса музейных фондов.

Реконструкция здания «Дом Демби» для разворачивания полноценной деятельности «Артэтажа» — не производится.

Полезная коммуникация с директором «Артэтажа» Александром Ивановичем Городним со стороны чиновников администрации г. Владивостока — отсутствует.

Для нас ценна история «Артэтажа». Являясь свидетелями пренебрежения к ней со стороны представителей административных систем нашей территории, мы готовы вступить в переговоры с российскими и зарубежными культурными институциями — для обеспечения цивилизованного отношения к коллекции «Артэтажа», уважения к подвижничеству основателя и директора «Артэтажа» А. И. Городнему, полноценной деятельности «Артэтажа» как Музея современного искусства.

Но прежде чем пойти на такую крайнюю меру, мы решили обратиться к Вам с предложением: либо повлиять (в прямом смысле слова влияния) на решение Администрации г. Владивостока о создании самостоятельного муниципального учреждения культуры «Музей современного искусства «Артэтаж», либо создать краевое учреждение культуры «Приморский государственный Музей современного искусства «Артэтаж». Открыты для встреч по согласованию позиций и действий. Такую встречу предлагаем Вам, Олег Николаевич, провести непосредственно в залах Музея современного искусства «Артэтаж»: увидите своими глазами действующие экспозиции и выставки, почитаете отзывы посетителей, составите диалог с А. И. Городним и с нами.

Пожалуйста, Олег Николаевич, поставьте нас в известность о принятом Вами решении.

Инициативная группа «Культурная оборона» (10 фамилий, копия — в редакции «Новой»)


Люди столько не живут…

То, что органично для Бендера, не к лицу госструктуре

Недавно узнал, что посещение Музея современного искусства «Артэтаж» будет платным, и не обрадовался, а вовсе даже наоборот. И вот почему.

1. Чтобы объективно (мало ли кому что нравится) оценить действие, нужно соотнести его с базовыми понятиями, изложенными в Уставе или подобном учредительном документе. Но вот беда, нет такого документа. Третий мэр уже есть, а документа нет. А нет документов — нет и Музея, и задача в юридической плоскости не решается.

2. Музей (греческое значение — «Дом Муз») — учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Я один вижу разницу между просветительской и популяризаторской деятельностью и оказанием платных услуг? Можете представить себе в кинотеатре вместо фильмов платную рекламу, предположим, «Кока-Колы»? Я — нет.

Уже слышу: денег нет. А на километры никому не нужных металлических ограждений есть? А на подрядчика, который три года асфальтирует 5 км дороги на Эгершельде и весной будет в десятый раз переукладывать асфальт на ручей возле остановки автобуса «Маяк», тоже есть?

Если поинтересоваться, то нетрудно узнать, что в выставочные залы общественной организации «Приморское отделение Союза художников России» платный вход — для иностранных граждан, со своих не берут.
Есть у нас в городе и частная галерея «Арка». В ней никогда не было и не планируется платного входа. У нас что, бюджет города меньше, чем доход одного из его жителей? Меня терзают смутные сомнения…

3. Ну и, если уж без денег совсем никак нельзя, то давайте переводить на коммерческие рельсы всех участников процесса. Если вы хотите зарабатывать на работах художника — давайте делиться. Платите художнику за выставку, и пусть он из этих денег выкупает билеты для друзей и компенсирует расходы на создание экспозиции. Справедливо? По-моему, да. До сих пор я не продал «Артэтажу» ни одной работы, только дарил. А по-новому, наверное, логичней продавать. У вас есть деньги на покупку работ М. Павина?

4. Прежде чем что-то получать, нужно что-то вложить, в первую очередь усилия по отладке бизнеса — это знает любой. Просто так взять и начать собирать деньги — это органично для О. Бендера, но не к лицу госструктуре.

Когда-то давно, еще до ремонта, я консультировал Александра Ивановича Городнего по вопросам оборудования мультимедийного зала. Меня поразил проект, который он разработал под это уникальное здание. Таких культурных центров в стране — раз-два, и обчелся. Но, когда я накладываю темпы работ по исполнению этого плана на шкалу времени, я все больше убеждаюсь, что не увижу его никогда. Потому что люди столько не живут.

А это, понятно, радовать не может.

Михаил Павин


«Коллекция является выдающейся…»

Как вырастить мощный дуб из маленького желудя

Уважаемый господин Олег Владимирович, лорд-мэр Владивостока!

Я пишу это письмо, чтобы выразить свою поддержку галерее «Артэтаж», которой руководит Александр Городний.

Я жил во Владивостоке с 2012 по 2016 год в качестве приглашенного профессора в Дальневосточном федеральном университете на острове Русском. Я из Лондона, Англии, и меня пригласил ректор университета для обучения и передачи моих знаний, полученных за 35 лет работы в сфере искусства и медиаиндустрии.

За свою карьеру я путешествовал по всему миру и имел возможность увидеть очень много всемирно известных музеев и галерей, увидеть, как посетители любят ходить в эти места и видеть искусство, а также осматривать культовые здания.

Все эти музей и галереи начинались с малого и за многие годы стали знаменитыми благодаря вниманию властей, финансовой поддержке, превратились в то, чем они являются сейчас.

В течение многих лет во Владивостоке я узнавал, как Александр Городний посвятил себя тому, чтобы сделать свою великую коллекцию современного российского и международного искусства видимой для людей во Владивостоке, Приморском крае и для туристов со всего мира.

Я не могу не подчеркнуть, насколько важно для людей во Владивостоке видеть искусство разных культур и видеть, как вы можете научиться выражать себя через искусство, глядя на работы других художников.

Коллекция искусства в галерее «Артэтаж» является выдающейся и находится на одном уровне с известными художественными галереями по всему миру и может укрепить репутацию и стать гордостью властей Владивостока, вырастив «мощный дуб из маленького жёлудя».

Будущее «Артэтажа» вместе с постоянной поддержкой будет отражением дальновидности, прогрессивного мышления и вашего успеха в качестве лорд-мэра Владивостока.

Галерея должна стать местом «обязательно увидеть», включая другие достопримечательности Владивостока вместе со всеми галереями и Биеннале, чтобы показать, как Владивосток празднует искусство.

Искренне ваш Рольф Гобитс


редакционное послесловие

Понятно, что современный стандартный городской чиновник (с непременными бизнес-интересами) косо и крайне неприязненно смотрит, как «бездарно» используется шикарный «Дом Демби». Это ж Клондайк, если подойти по уму!.. А новый столичный статус Владивостока, как и растущий туристический поток, — все это мелочь по сравнению с личными финансовыми потребностями…

Понятно и то, что создание нового МБУКа для тех же чиновников — никому не нужная лишняя головная боль. Опять же — три автобуса!..

…Реакцию губернатора предсказать трудно. Хочется верить, однако, что его интеллект и кругозор существенно отличаются от той серости, что царит сегодня в городской администрации.

«Новая во Владивостоке» продолжает пристально следить за развитием ситуации вокруг Музея современного искусства «Артэтаж».

А что касается петиции, направленной в адрес губернатора, то, насколько мы знаем, в ближайшее время она будет размещена в соцсетях; любой желающий сможет поставить свою подпись.

№ 519 / Собст. инф. / 21 ноября 2019
Статьи из этого номера:

​Город против Городнего?

Подробнее

​Страна «потерпевших»

Подробнее

​Бюджет-2020 пошел

Подробнее