Общество

​Министерство защиты

Глава Минтруда Приморья: Для многих социальные работники становятся самыми близкими людьми

​Министерство защиты

Новейшая история российской социальной защиты населения насчитывает два десятилетия. Казалось бы, незначительный период для становления любой отрасли. Однако система соцзащиты Приморья за этот срок сделала гигантский шаг в своем развитии. О том, как происходило становление социальной отрасли в регионе, чем сегодня живет приморская соцзащита, в интервью с министром труда и социальной политики края Светланой Красицкой.

— Светлана Викторовна, что представляла собой социальная защита в начале пути?

— Социальная защита в начале нулевых — это управление социальной защиты населения администрации Приморского края и 39 органов социальной защиты администраций муниципальных образований, исполняющих абсолютно различные полномочия, не имеющих единой структуры, программного обеспечения.

В сфере социального обслуживания на тот момент — 10 государственных учреждений и 41 учреждение социального обслуживания различных типов, зачастую не отвечающих требованиям безопасности и комфортного проживания людей.

В 2003 году, объединив все имеющиеся на территории края отделы и учреждения в единую выстроенную систему, направленную на выполнение задач по оказанию мер социальной поддержки и социальному обслуживанию, появился департамент социальной защиты населения администрации Приморского края.

С 2010 года, получив 28 дополнительных полномочий, ведомство реорганизовано в департамент труда и социального развития — самый крупный на тот период из всех органов исполнительной власти Приморья. А в 2020 году, став министерством, наше ведомство, без преувеличения, стало определяющим в социальной политике края.

Сегодня здесь трудятся почти 6 тысяч человек. Сотрудники регионального Минтруда, органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания, специалисты службы занятости населения — это люди, главным призванием которых является поддержка самых уязвимых категорий граждан.

В списках финансовой поддержки — каждый третий

— При слове «соцзащита» первое, что приходит на ум, — это пособия малоимущим, льготникам, семьям с детьми.

— Трудно определить, что является главным приоритетом в социальной политике Приморья. Безусловно, финансовая помощь людям, которая осуществляется в рамках государственной программы «Социальная поддержка населения Приморского края», — одно из направлений, без которого невозможно говорить о повышении уровня жизни граждан.

Основная задача специалистов, работающих в этом сегменте, — борьба с бедностью, стимулирование рождаемости с помощью мер социальной поддержки семьям с детьми, финансовая помощь льготным категориям граждан, пенсионерам, семьям с низким достатком.

— Знаю, что список мер социальной поддержки существенно расширился за последние годы. Сколько их сейчас?

— Действительно, в 2003 году мы работали по 26 мерам. Бюджетные расходы тогда составляли около 2 миллиардов рублей. В январе 2019-го у нас уже было 57 различных выплат и компенсаций. Через год, в январе 2020-го, — уже 76. Появились новые выплаты и компенсации для пожилых людей, ветеранов и инвалидов, работников бюджетной сферы.

Сейчас, в июне, наши специалисты предоставляют 84 меры социальной поддержки. 28 из них — демографические. На выполнение социальных обязательств в бюджете предусмотрено 19,7 миллиарда рублей.

— Вы упомянули про обширный демографический пакет. Сейчас как раз особое внимание приковано семьям с детьми.

— Финансовая поддержка семей с детьми — один из приоритетов государственной политики в последнее десятилетие. Не случайно это направление получило развитие в виде национального проекта, с началом реализации которого мы получили абсолютно новые выплаты. К примеру, выплата с рождением первого ребенка. Сегодня есть возможность финансово поддержать семьи, независимо от числа детей в них.

Вот и в эти сложные для российской экономики месяцы, когда были остановлены тысячи предприятий, федеральный бюджет недополучил огромное количество средств в виде налогов, президент Российской Федерации поставил задачу прежде всего поддержать семьи с детьми. Ряд выплат пошли по линии Пенсионного фонда России. Ежемесячную выплату на детей от трех до семи лет семьям с невысоким доходом предоставляет наше ведомство.

— Светлана Викторовна, столько мер социальной поддержки, такое количество получателей… Как удается справляться с таким объемом информации? Какие формы работы с населением зарекомендовали себя наиболее эффективно?

— В 2005 году Приморский край одним из первых регионов в России опробовал на своей территории систему «Единого социального окна» — систему, качественно улучшающую и упрощающую социальное обслуживание населения, прекрасно зарекомендовавшую себя на протяжении 15 лет.

В 2010 году у получателей мер социальной поддержки появилась возможность их оформления через «Социальный портал». Указанный способ подачи заявлений позволил оформлять меры социальной поддержки дистанционно и освободил граждан от необходимости приходить лично в органы социальной защиты. В настоящее время на Социальном портале зарегистрировано свыше 500 тысяч человек.

— В период вынужденной самоизоляции это едва ли не единственный способ оформления выплат?

— Вместе с порталом Госуслуг. За два месяца через эти интернет-ресурсы мы оформили свыше 29 тысяч мер социальной поддержки.

Еще одно ноу-хау наших специалистов вызвало большой интерес у коллег из регионов. В 2017 году мы начали реализацию уникального для России проекта «Электронное дело». Главный эффект от перехода на электронные дела — это прозрачность предоставления государственных услуг. Для жителей — это существенное сокращение время на оформление пособий.

В особой зоне риска

— Светлана Викторовна, еще один сегмент деятельности социальной сферы — обслуживание пожилых и инвалидов, помощь семьям в трудной жизненной ситуации, социальная реабилитация современных Гаврошей. Расскажите об этом.

— За два десятилетия существенно расширилась сеть учреждений стационарного социального обслуживания. Сегодня в Приморском крае действуют 17 стационарных домов-интернатов, 10 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних.

В 2006 году создан Приморский центр социального обслуживания населения, который является базовым учреждением по оказанию социальных услуг в регионе. Сегодня в арсенале специалистов ПЦСОН около 10 инновационных форм нестационарной помощи пенсионерам и инвалидам.

Здесь трудятся около 800 человек, под чутким присмотром которых находятся около 10 тысяч пожилых людей, для каждого из которых социальный работник становится по-настоящему близким и родным.

В нынешних условиях от сотрудников центра напрямую зависит эффективное решение одного из важнейших приоритетов, обозначенных национальным проектом «Демография». Важно не только обеспечить качество жизни пожилых приморцев за счет методик долговременного ухода. Нужно мотивировать старшее поколение на активность, поддерживать в них интерес к жизни, творчеству, дать возможность заниматься спортом, общаться.

Сегодня филиалы ПЦСОН предлагают пенсионерам участие в 47 клубах по интересам, танцевальные проекты, участие в движении «серебряных» волонтеров. Особую популярность приобрели бесплатные занятия в компьютерных классах. В 2014 году на базе центра открылась национальная социальная программа «Бабушка и дедушка онлайн». В этом году обучение по программе проходит уже в 18 населенных пунктах Приморья.

В эти сложные для всех людей месяцы самоизоляции социальные работники, как и врачи, находятся в особой зоне риска. Они не только выполняют свою ежедневную работу, но и постоянно психологически поддерживают подопечных. Сотни сотрудников центра вместе с волонтерами разносили продукты всем, кто нуждался в гуманитарной помощи. Хочу передать слова огромной благодарности и признательности коллегам за труд.

— Светлана Викторовна, какие задачи сегодня решают социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних?

— Сегодня приморские специалисты успешно реализуют комплексы по социальному сопровождению семей с детьми уже с первыми признаками социального неблагополучия, поддержке семей с детьми-инвалидами и, что особенно значимо, оказывают необходимую помощь родителям на самом раннем этапе. В этом году пристальное внимание приковано к профилактике правонарушений среди подростков.

Хочу подчеркнуть: эффективность реабилитационных программ, по которым работают наши центры, регулярно отмечается профессиональным сообществом на разных уровнях. Проекты приморцев неоднократно получали высокую оценку и гранты федерального Фонда поддержки детей в трудной жизненной ситуации.

— Не могу не задать вопрос о том, как работают стационары в условиях сложной эпидемиологической обстановки?

— С 1 мая на работу в закрытом режиме перешли 26 стационарных учреждений. Среди них девять детских реабилитационных центров и все дома-интернаты для взрослых и инвалидов. Периодичность смены работников — не чаще, чем один раз в две недели.

На мой взгляд, работа в особом режиме не сильно повлияла на качество жизни в учреждениях. В реабилитационных центрах взрослые делают все возможное, чтобы настроение у детей соответствовало каникулам, стараются ежедневно привлекать подростков к организации быта и досуга в непривычных условиях.

В домах-интернатах для пожилых жизнь также идет своим чередом. Занятия спортом и творчеством, ежедневные прогулки на свежем воздухе проходят с соблюдением безопасной дистанции.

И хотя учреждения закрыты для посещения, в каждом доме-интернате постарались предоставить возможность для дистанционного общения проживающих с родными, близкими, друзьями.

— Дополнительные нагрузки, особый режим подразумевают финансовое поощрение. Предусмотрены ли какие-либо доплаты таким сотрудникам?

— Да, именно об этом говорил президент 11 мая на встрече с участниками акции взаимопомощи #МыВместе. Федеральную доплату за работу в особых условиях получили более 1,5 тысячи сотрудников домов-интернатов для пожилых и детских реабилитационных центров.

Справимся с вызовами вместе

— Светлана Викторовна, деятельность министерства не ограничивается направлениями, о которых шла речь.

— Действительно, кроме всесторонней поддержки граждан в трудной жизненной и чрезвычайных ситуациях наши специалисты занимаются зарплатами бюджетников и решением трудовых споров, контролируют безопасность на производстве, выстраивают конструктивный диалог с профсоюзами, привлекают в социальную работу некоммерческие организации, обеспечивают стабильность на рынке труда и делают еще многое.

Хочу особо отметить: в эти дни колоссальная нагрузка легла на плечи сотрудников службы занятости. Из-за вынужденной самоизоляции количество официальных безработных в Приморье в сравнение с прошлым годом выросло более чем в два раза.

Задача — помочь каждому, кто лишился работы, в полном объеме получить государственную поддержку.

В завершение хочу еще раз поздравить коллег с профессиональным праздником! Доброта, милосердие, гуманность, глубокое понимание проблем, с которыми сталкиваются люди, — это то, без чего невозможно представить социальную отрасль. Эти человеческие качества определяют каждого, кто посвятил себя этой работе.

Я убеждена, что вместе мы справимся со всеми вызовами, которые бросает время.

№ 546 / Алена ЛЮБИМОВА / 11 июня 2020
Статьи из этого номера:

​Не место для дискуссий!

Подробнее

​Дети, парад и ковид

Подробнее

​Работу найдем

Подробнее