Авто

​Правому рулю дали срок

Новый ГОСТ, усложняющий импорт праворульных машин, отложили на год

​Правому рулю дали срок

Еще на год — с 1 июля 2020-го на 1 июля 2021 года — отложено вступление в силу ГОСТа 33670-2015, серьезно ужесточающего требования к ввозу праворульных автомобилей в Россию.

ГОСТ называется «Автомобильные транспортные средства единичные. Методы экспертизы и испытаний для проведения оценки соответствия. Межгосударственный стандарт». Он предусматривает более жесткие по сравнению с действующими процедуры получения СБКТС — свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, без которого на территории Таможенного союза (Россия, Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) законно поставить машину на учет нельзя. Новый ГОСТ предусматривает, что СБКТС выдается только после комплексной проверки ввозимого автомобиля в одобренной Росаккредитацией лаборатории, сообщает Drom.ru. Сегодня в России их 27, включая семь на территории Дальнего Востока. Эти лаборатории будут выдавать и СБКТС, и ПТС — паспорт транспортного средства, и карту техосмотра, причем всё — в электронном виде. А таможня будет заниматься только сбором положенных платежей. Проблема в том, что для проверки автомобиль надо будет доставить автовозом из таможенной зоны в лабораторию. Сейчас лаборатории имеют право на выездную проверку, из-за чего экспертиза фактически проходит прямо на складах временного хранения при портах. Однако после вступления в силу нового ГОСТа это окно возможностей закроется.

Неудивительно, что импортеры японских автомобилей с тревогой ждали наступления июля. Однако на днях Евразийская экономическая комиссия сообщила об отсрочке вступления ГОСТа в силу — уже не первой начиная с 2015 года. А может, и не последней? Перенос сроков вступления документа в действие объясняется пандемией COVID-19 и связанными с ней ограничениями, которые не позволяют лабораториям работать в нормальном режиме.

Теперь остается ждать июля 2021 года и надеяться на то, что к этому времени разовьется сеть лабораторий и ввозимый автомобиль не придется хотя бы везти в другой город. Но, вероятно, даже при самом лучшем варианте развития событий (если Росаккредитация не будет зверствовать и «заворачивать» все неправильные, с точки зрения регулирующих инстанций, машины) очередное подорожание праворульных автомобилей неизбежно: и на доставку автомобиля к месту проверки, и на вероятное дооборудование — например, коррекцию света фар, установку дневных ходовых огней, «правильных» брызговиков и т. п. — придется потратиться.

Хотя, конечно, нельзя исключать, что введение ГОСТа опять отложат. Но, как говорится, сколько веревочке ни виться…

Тем более что ползучее наступление на правый руль идет по нескольким фронтам сразу. Так, с 1 июля, сообщает autonews.ru, вводится запрет на ввоз в Россию праворульных авто категорий M2 и M3 — это самосвалы и строительная спецтехника, автобусы, грузовики с манипуляторами (столичные СМИ успокаивающе сообщают: «ограничения не окажут существенного влияния на российский авторынок из-за малой доли правого руля в автопарке страны… На начало 2020 года в России насчитывалось всего 4 млн праворульных машин» — ну да, всего-то четыре миллиона, причем абсолютное большинство — на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири; да и всех дальневосточников — всего 8 млн: мелочь, статистическая погрешность?).

Несколько раньше, в апреле, дальневосточным автомобилистам сообщили еще одну тревожную новость: что будто бы люди, не имеющие местной прописки, не смогут оформить импорт автомобиля через Владивостокскую таможню — им придется перевозить машину автовозом в свой регион и «таможить» ее там. Однако впоследствии таможенные органы дали обнадеживающие разъяснения: приказ Минфина РФ, уточняющий компетенции таможенников, не распространяется на автомобили, ввозимые в страну в индивидуальном порядке — физическими лицами.

№ 549 / Соб. инф. / 02 июля 2020
Статьи из этого номера:

​Письмо из Америки

Подробнее

​Говорит и показывает Уссурийск

Подробнее

​Правому рулю дали срок

Подробнее