Авто

Соловьиная песня "Георга Оттса"

Паром имени певца вызвал рулады ура-патриотизма

Как уже сообщили многочисленные СМИ, во Владивосток с Балтики прибыл паром «Георг Оттс». Новость вызвала шумное и, как это часто у нас бывает, быстро затухающее внимание. Между тем событие это и впрямь нетривиальное, заслуживающее пристальной и вдумчивой оценки и вместе с тем вызывающее немало вопросов.

Прежде всего вызывает недоумение восторг по поводу того, что «Георг Оттс» стал первым пассажирским судном, прошедшим Северным морским путем. Позвольте! Если уж на то пошло, то первым грузо-пассажирским судном, прошедшим по этому маршруту, стал еще в 30-е годы прошлого столетия «Челюскин», который фактически пересек траверз мыса Дежнева (т. е. прошел весь Севморпуть), но был все-таки раздавлен льдами. Спустя полвека, в начале 80-х, весь Северный морской путь уверенно прошел пассажирский лайнер Дальневосточного морского пароходства «Антонина Нежданова». Фактом этим гордились, но рассматривали его в рабочем режиме — к тому времени Арктика стала для советского торгового флота одним из привычных транспортных маршрутов. И в этом плане рейс «Оттса» — дежавю. Если сказать точнее — обычная нормальная работа.

Такой же — не более чем обычной нормальной работой — видится его будущее в регионе. Представители власти, правда, уже успели наделать немало громких заявлений: начиная с того, что судно будет задействовано в регулярных рейсах по Приморскому побережью, на Сахалин, Курилы и Камчатку, и заканчивая тем (и это наиболее удивительно), что паром будет использован под размещение гостей саммита АТЭС-2012.

Что касается перспективы регулярных рейсов, то эта возможность, безусловно, может вызывать только глубокое уважение. При условии, естественно, адекватных цен на билеты, что, в свою очередь, возможно только при прямых и обязательных дотациях; в противном случае мы получим слегка видоизмененный вариант «Владивосток Авиа», грабительским ценам которого не перестают удивляться те же японцы (о нас уже и речи нет). Не секрет ведь, что, как показывает мировая практика, пассажирские перевозки во всем мире опираются на дотации — государственные, региональные, муниципальные. Хотелось бы поэтому понять, кто станет финансовым донором при перевозках между Владивостоком и, к примеру, Петропавловском-Камчатским — приморский бюджет или камчатский? И насколько схемы таких перекрестных дотаций отработаны?

С другой стороны, хорошо уже то, что прежде откровенно слепая власть вообще обратила внимание на эту проблему. Правда, произошло это, к сожалению, через несколько лет после того, как пассажирский флот того же Дальневосточного пароходства был фактически ликвидирован — в первую очередь из-за отсутствия все тех же дотаций, без которых эксплуатация пассажирского флота (в не круизном варианте) становится заведомо убыточной. В этой связи очень хочется верить, что чиновники из «Белого дома» тщательно просчитали варианты эксплуатации «Георга Оттса», о чем нам, видимо, скоро подробно расскажут. Правда, хотелось бы еще услышать, кто будет собственником судна (сегодня им по-прежнему является Росморпорт, а портом приписки остается Санкт-Петербург) и кто будет оператором: в морском бизнесе и то и другое имеет серьезное значение.

Но если в этом направлении — при непременной бюджетной поддержке — хоть какая-то перспектива просматривается, то вариант с размещением на пароме гостей саммита АТЭС-2012 вызывает откровенное уныние. У «Оттса», безусловно, славная история и в свое время — именно в свое время! — это было классное судно. Но сегодня это уже, мягко говоря, вчерашний день. Как говорится, тому, кто в детстве ничего слаще моркови не ел, и ириска — праздник. Минувшим летом довелось путешествовать по Балтике — между скандинавскими странами — на обычных (!) курсирующих там регулярно паромах. Приходилось видеть подобные и в Японии, и в Южной Корее, и в странах Юго-Восточной Азии. На их фоне «Георг Оттс», как бы помягче выразиться, — сарай. Поэтому размещать на нем, как заявляют чиновники, гостей саммита будет ну уж очень бюджетненько. Особенно на фоне дворцов, которые возводятся на Русском.

Некоторые специалисты, правда, видят вполне реальные и радужные возможности использования парома на нашем бассейне. Схема простая. В последние годы «Оттс» занимался на Балтике любимым и милым сердцу жителей Владивостока делом: в 2006-2007 годах на нем за сезон завозилось в Питер более трех тысяч автомобилей. Вот это бизнес! Последним подобным судном у нас была памятная многим «Русь», но год назад — когда из-за драконовских мер российского правительства объемы перевозок упали ниже ватерлинии — «Русь» была продана. Сегодня перевозки автомобилей и прочей колесной техники вновь растут.

Так что, если о дотациях не договорятся, а гостей саммита селить постесняются, «Георгу Оттсу» будет чем заняться. Главное — найти толкового оператора да определиться с разделом прибыли. А паром, считай, даром достался…

№ 55 / Островский Андрей / 14 октября 2010
Статьи из этого номера:

Во Владивостоке обнаружились «экстремисты»

Подробнее

Победа оппозиции в отдельно взятом округе

Подробнее

Соловьиная песня "Георга Оттса"

Подробнее