Культура

​Праворульная живопись

Во Владивостоке открылась «автомобильная» выставка художника Дмитрия Лучинина

​Праворульная живопись

Подержанные иномарки из Японии, которые начали массово завозить на Дальний Восток в начале 1990-х, давно стали здесь больше, чем машинами. Они сформировали особое сообщество, рынок, систему сервиса, образ жизни, новый жаргон… И даже стали фактом искусства. Не случайно сибиряк Михаил Тарковский написал роман «Тойота-Креста», а приморец Василий Авченко — «Правый руль»; музыкант Илья Лагутенко спел про перевернутый «круизёр», а Иван Панфилов — про «тойоту-целику»; поэт Иван Шепета, даром что давно пересел на леворульный автомобиль, написал стихи со словами «…руль — справа, сердце — слева, где паспорт и права», а в Тавричанке стали варить пиво «праворульное».

Теперь подключилась живопись: в бордовом зале Приморской картинной галереи, что на Партизанском проспекте, открылась выставка «Приморская» молодого художника Дмитрия Лучинина, заметное место в творчестве которого занимает именно автомобильная тема в контексте современного Владивостока. Сквозной мотив — приморская романтика рубежа ХХ и ХХI веков, когда автомобильный бизнес во Владивостоке вышел на предельные обороты. Не случайно иномарки, изображенные художником, относятся к модельному ряду соответствующего поколения, чаще всего к 1990-м годам. Автобизнес в Приморье, конечно, живет и сегодня, но того романтического отношения к японской праворульной машине, какое имело место 20 лет назад, давно нет. С одной стороны, машина стала привычным атрибутом, а не вожделенной и малодоступной мечтой, как когда-то, с другой — все большее число приморцев, ранее ревностно относившихся к «еретической» баранке, теперь пересаживаются за левый руль, начав относиться к автомобилю не более чем как к средству передвижения…

«Основная идея большинства картин, представленных на выставке «Приморская», — повествование и идеализация образов романтического Приморья в период 1990-х и 2000-х годов. Этот отрезок времени ассоциируется у автора с автомобильным бизнесом. Город был наводнен красивыми иномарками. Эти воспоминания сформировали у Дмитрия особые, яркие впечатления, которые он решил перенести на холст. Автор отмечает, что его серия — портрет ушедшего времени», — сообщили в галерее.

У работ Лучинина — говорящие названия: «Распил», «Конструктор», «Зелёнка»… Картина «Навага», которую уже называют культовой, посвящена реальному случаю в бухте Воевода на Русском прошлой зимой, когда из-за взломанного на мелководье льда в соленой воде оказались несколько десятков машин одновременно.

Помимо машин Лучинина вдохновляют типичные владивостокские пейзажи и приметы: море, лодки… Его персональная выставка организована в рамках проекта галереи «Молодые и талантливые», цель которого — популяризация и продвижение творческой молодежи Приморья.

№ 569 / Егор КУЗЬМИЧЕВ / 19 ноября 2020
Статьи из этого номера:

​Российские девяностые: лихие или святые?

Подробнее

​Ждем у моря погоды

Подробнее

​Пегов вернулся!

Подробнее