Авто

Номер в законе

Тяга к дорожным «понтам» неистребима

Возможно, скоро, например уже в следующем году, российские автомобилисты смогут сами выбирать конкретный госномер для своей машины. Сначала с предложением продавать «красивые» номера на аукционах выступили депутаты Госдумы, затем их поддержали и милиционеры. В конце сентября стало известно, что МВД разработало специальный законопроект о проведении «номерных» аукционов. Смысл понятен: если сегодня «блатные» номера (с непростым сочетанием букв, дающим негласное право на преференции на дороге, либо просто красивым сочетанием одинаковых цифр) продаются неофициально, то введение аукционов должно перенаправить этот «черный» поток денег в бюджет.

Хотя формально все госномера у нас считаются равноправными (исключая специальные ведомственные, например «синие» милицейские или «красные» дипломатические), фактически некоторые автомобили гораздо равноправнее других. Существует целый ряд неофициальных номерных серий, считающихся «блатными» и говорящих о том, что их владелец имеет отношение к тому или иному серьезному ведомству, а значит, лучше с ним не связываться. Причем в каждом регионе — своя мода.

Так, во времена губернатора Наздратенко в Приморском крае особой популярностью пользовалась серия
«О…ОО». С приходом на пост губернатора Сергея Дарькина появилась серия «С…СС», означающая принадлежность машины к краевой администрации или по крайней мере говорящая о дружеских связях хозяина автомобиля с некими людьми из «Белого дома». Одновременно «наздратенковская» серия «О…ОО» претерпела заметную девальвацию, зато периодически появлялись новые — «Т…ТТ» или «А…АА», говорящие о близости к органам прокуратуры, «М…ММ» и «В…ВВ», которые получали депутаты ЗС края и их близкие, «Н…НН», введенные при мэре Владивостока Владимире Николаеве… Наибольшую ценность обычно имеют новейшие «блатные» буквенные серии, причем с номерами из первой сотни («круглые» — в особом почете). С течением времени такие номера расползаются по многочисленным друзьям и друзьям друзей, из-за чего элитность конкретной серии снижается. Тогда предприимчивые люди запускают в оборот новую серию, что, видимо, позволяет определенным чинам неплохо заработать, а предыдущая превращается в откровенно коммерческую, то есть продается уже кому попало, а не только «тем, кому надо».

Теоретически номера (исключая специальные) должны выдаваться всем подряд, невзирая на любые сочетания букв и цифр, но на практике нужные номера получают только нужные люди. Естественно, никаких официальных платежей за этот эксклюзив никуда не идет, а громких коррупционных разоблачений почему-то не слышно, хотя все прекрасно все понимают. Так что инициатива Госдумы и МВД вполне понятна: хотите ездить с «блатными» номерами — покупайте их официально. Предполагается, что ради получения заветного номера будут проводиться специальные аукционы, так что «блатными» будут (в общем-то, как и сейчас) те, кто сможет за это щедро заплатить, — изменится только направление денежных потоков.

Идея, в общем-то, интересная, вот только в ее успешной реализации можно усомниться. Сложно представить, что «крутые» номера действительно будут продавать всем подряд — всем, кто за них заплатит. К примеру, наша власть разных уровней наверняка пожелает как-то отличаться на дороге от «простых смертных», а значит, будут введены особые, хоть и неофициальные номера, позволяющие четко идентифицировать «бело-» и «серодомовских». Мы много слышим о борьбе с мигалками и прочими привилегиями на дорогах, но в основном это пустые разговоры. К примеру, когда количество официальных милицейских («синих») номеров уменьшили, в Приморье тут же появились неофициальные милицейские серии «М…ВК» (краевая милиция — именно с такими номерами ездит начальник приморского УВД),
«М…ВВ» (владивостокская милиция) и т. д. Иногда эти номера дают и немилиционерам, но очень избирательно. Так, мэр Владивостока Игорь Пушкарев передвигается то на «крузаке», то на «лексусе» с похожими до степени смешения номерами «М081ВК» и «М801ВК». На одной из своих первых пресс-конференций в качестве главы города на соответствующий вопрос Пушкарев ответил в том духе, что «я попросил — мне дали, вы попросите — может быть, и вам дадут». Хотя кому попало, конечно, не дадут, сколько бы нас ни убеждали в обратном. Точно так же сложно представить и то, что в свободную продажу попадет «дарькинская» серия «С…СС», которую остряки расшифровывают как «сиротки со Светланской» или «три Сереги».

Что бы ни говорили о равенстве на дорогах, в нашей стране все равно есть те, кто равнее других. Вообще национальные номерные особенности имеют, конечно, серьезный культурологический подтекст; здесь ярко проявляется азиатчина в самом плохом смысле этого слова — в духе «блатных» желтых штанов из фильма «Кин-дза-дза». Я искренне не понимаю, например, зачем на «Мерседесе» губернатора Дарькина номера «С001СС», а, скажем, на машине председателя ЗС Горчакова — «правительственный» номер А…МР с кодом 97RUS (говорят, эти номера выдали взамен упраздненных в рамках борьбы с привилегиями «федеральных» номеров с триколором на месте регионального кода; то есть, по сути, ничего не изменилось, просто более приметные федеральные номера заменили другими, которые абы кто не получит, а все привилегии фактически сохранились). Любой местный инспектор ДПС губернаторский автомобиль и без этого номера знал бы как облупленный, тем более что губернатор передвигается опять же вполне по-азиатски — в кортеже в сопровождении двухсотого «крузака» с надписью «ДПС». И уж, конечно, никто никогда не подумает оштрафовать водителя этого авто за превышение скорости. Так что практического смысла в «блатном» номере здесь как-то не просматривается, зато легко можно обнаружить желание чем-то выделиться из потока «лохомобилей» (возможно, тяга к «красивым» номерам часто связана именно с этой потребностью).

Могут всплыть и другие сложности с реализацией идеи «номерных аукционов». Скажем, в сообщениях о законопроекте МВД «красивыми» номерами названы те, в которых содержатся «повторяющиеся комбинации цифр или букв». Будет ли признана подлежащей аукционной продаже, скажем, популярная в определенных кругах серия «В…ОР» — ведь здесь буквы не повторяются? Если нет, тогда данные номера будут фигурировать в опять-таки «черных» аукционах, как сейчас. Так что интересен список тех номеров, которые будут продаваться официально; или, может быть, все будет идти от пожеланий самого автомобилиста?

Кстати, у вопроса есть и другая сторона: если некоторые автомобилисты очень хотят иметь номер не простой, а блатной, то другие рады бы получить самый простой, но по крайней мере приличный. Так, в Братске Иркутской области тлеет скандал, связанный с тем, что в местном РЭО начали выдавать номера серии «Х…УЕ» — не все автомобилисты готовы украсить этим сочетанием букв свои машины. Кстати, как раз осенний сезон-2010 запомнился автомобильному Владивостоку массовой выдачей номеров серии «Х…ЕР». Протестов по этому поводу у нас, правда, вроде бы не слышно, но точно известно, что довольны таким сочетанием оказались далеко не все.

№ 57 / Авченко Василий / 28 октября 2010
Статьи из этого номера:

Правила плохого тона

Подробнее

Аукцион «зарубили»

Подробнее

Ложь не во спасение. Библиотеки

Подробнее