Место событий

​Ледяное спокойствие (зачеркнуто) бездействие

Администрация Владивостока оказалась не адекватна случившемуся коллапсу

​Ледяное спокойствие (зачеркнуто) бездействие

Очередь к парому на Русском острове. Учитывая, что паром берет порядка 20 машин, несложно подсчитать, сколько приходится ждать

Все написанное ниже – заметки, безусловно, субъективные. Но ведь и объективная оценка складывается из тысяч субъективных. При попытке обозначить эту оценку главная проблема, собственно говоря, одна: как удержаться от ненормативной лексики.

Случившаяся в южном Приморье катастрофа (а иначе и не скажешь), конечно, имеет все признаки стихийного бедствия. Юридическим языком они формулируются просто и внятно: обстоятельства непреодолимой силы. Избитая фраза «старожилы подобного не помнят» банальна, но точна и исчерпывающа. Это как цунами или землетрясение (сравнения, убежден, уместны), когда силы природы, связанные с совпадением целого ряда факторов, показывают человеку – даже в высокотехнологичном XXI веке – всю его слабость и тотальную зависимость от этих самых технологий. Рвутся высоковольтные линии, падают опоры – и начинается возвращение в пещеры: останавливаются насосные станции и люди оказываются без воды и отопления, невозможность зарядить гаджеты показательно демонстрирует атомизацию общества и обрушение горизонтальных связей, а отсутствие интернета обозначает информационный вакуум.

Вот именно в такой ситуации и должны проявляться лидерские качества – исполнительной ли, законодательной власти, любой. Именно в такой момент и необходимо (причем остро необходимо) обратиться к людям с простыми и внятными словами. И не об успехах – как привыкла власть, а о проблемах. Нужно набраться мужества и сказать примерно следующее: земляки, граждане, друзья! По нашей территории пришелся сильнейший удар стихии. Нам всем очень трудно. И, наверно, неспособность власти, коммунальщиков, других служб быстро ликвидировать последствия ледяного коллапса вызывает ваше справедливое негодование. Это понятное и объяснимое чувство. Но давайте сейчас – в критический момент – отложим «разбор полетов». Давайте постараемся быть вместе, давайте, по мере сил помогать друг другу и, в первую очередь, тем, кто оказался в наиболее сложном положении – семьям с маленькими детьми, старикам, инвалидам. Только вместе мы сможем преодолеть последствия случившейся катастрофы!

Но таких слов мы не дождались – ни от администрации Владивостока ни от представителей городской думы. Похоже, прямой разговор с людьми кажется чиновникам и большинству депутатам чем-то крайне унизительным: негоже барам с крепостными общаться.

Горожане быстро усвоили урок (да, собственно, большинство об этом давно и догадывалось), потому что уже к субботе многие популярные городские паблики были заполнены объявлениями и призывами, в которых люди, живущие в относительно благополучных районах (со светом и водой), публиковали свои телефоны, адреса и приглашали совершенно незнакомых людей из наиболее пострадавших районов (преимущественно Первомайского) приехать обогреться, принять душ, поесть горячей пищи.

Спасибо, владивостокцы, большинство из вас – в отличие от представителей власти и депутатов - оказались людьми высоких человеческих качеств; осознавать это чертовски приятно.

Нашлись, конечно, и подонки, резко взвинтившие цены на услуги такси, газовые плитки и баллоны. Что делать: в семье не без урода.

Что же касается лидерских качеств, что их горадминистрация, похоже, способна проявлять лишь при установке гранитных лавочек или в иных формах распила городского бюджета. Каков уровень компетенции чиновников в действительно сложной ситуации, мы теперь все знаем (да и прежде не сильно обольщались).

Чуркин в обычное время; вверху - в течение недели апокалипсиса. Фото - Павел Ванифатов

Ледяной коллапс высветил еще одну грубую ошибку администрации города, допущенную еще 8 лет назад. Тогда, с вводом моста через пролив Босфор Восточный, городская власть решительно отказалась дотировать морские пассажирские перевозки с Русского острова. (Тут надо понимать, что во всем мире морские пассажирские перевозки всегда убыточны – чтоб сдержать цены - и опираются на дотации местных властей). Сделано это было под благовидным предлогом экономии городского бюджета. Однако безальтернативность (в данном случае мосту) - всегда тупик. И нынешняя блокада Русского показала это более, чем наглядно. Между тем, как написал в Фэйсбуке в своем комментарии к ситуации директор ботанического сада-института ДВО РАН, доктор биологических наук Павел Крестов «…при текущем развитии климатической ситуации Приморье вступает в эпоху ледяных штормов прямо сейчас. Более того, судя по прогнозам осадков и температур gismeteo, ближайший удар, сравнимый по последствиям с тем, что уже случился сейчас во Владивостоке, нас может ожидать уже в ноябре-декабре 2020 либо в том же, либо в другом месте на юге Приморья. …Какого-либо серьезного противодействия ледяному шторму предпринять нельзя, но свести к минимуму человеческую глупость можно…»

С уважаемым ученым трудно спорить, да и бессмысленно. Значит ли это, что жителям Русского острова стоит научиться жить в условиях тотального кризиса, ни в чем не надеясь на власть? Ведь единственный, с трудом и опозданием запущенный паром, не решил и десятой доли возникших на острове проблем…

…Еще одно наблюдение из местных соц.сетей. Как написал автор одного популярного телеграм-канала (подчеркнем, это тоже его субъективное мнение), в нынешней ситуации только дурак или подлец может просить горожан не пользоваться личным транспортом. Потому что в машине ты, хоть и простоишь много часов в пробках, но все-таки доедешь до нужного адреса, а вот движение по тотально обледеневшим улицам и лестницам ведет не к цели, а исключительно в травмпункт. Его статистика последних нескольких суток ужасает.

И опять же понятно: чиновники перемещаются на машинах; какое им дело до тротуаров. А асфальтовый пятачок у входа в мэрию города всегда расчищен более, чем тщательно – упаси бог, кто поскользнется…

Как говорил Пушкин: «опыт, сын ошибок трудных…» Поможет, ли накопленный опыт администрации города боле эффективно бороться со следующим коллапсом (если он, не дай бог, все-таки случится)? На мой взгляд, очень сомнительно.

№ 570 / Андрей ОСТРОВСКИЙ / 26 ноября 2020
Статьи из этого номера:

​Ледяное спокойствие (зачеркнуто) бездействие

Подробнее

​Дорога к обелиску

Подробнее

​У Приморья нет плохой погоды?

Подробнее