Общество

​В Воздвиженке — нелётная погода

Более 10 лет назад одна из крупнейших дальневосточных авиабаз лишилась последних крыльев

​В Воздвиженке — нелётная погода

Воздвиженка под Уссурийском — село, по приморским меркам, старое, рожденное в 1883 году. И одновременно — самое, может быть, крылатое. Здесь только самолетов-памятников — целых три. А еще здесь действует авиаремонтный завод.

Один из памятников воздвигнут прямо у проходной завода — штурмовик Су-25. Неподалеку — истребитель-бомбардировщик Су-7Б. А прямо у дороги — огромный по сравнению с ними бомбардировщик Ту-16. Похожий на подстреленную птицу или кита, выброшенного на берег…

В течение многих лет Воздвиженка была одной из крупнейших авиабаз Дальнего Востока. Теперь, кроме памятников, самолетов здесь не осталось. Так что крылья эти — подрезанные.

…Истребители, бомбардировщики, транспортники начали роиться в Воздвиженке с 1932 года.

С 1950 года здесь базировался 523-й Оршанский истребительный полк. Воевал в Корее, вернулся. В 1961 году получил самолеты Су-7Б. Стал лидерным полком КБ Сухого — первым получал очередные модификации «сушек» с завода в Комсомольске-на-Амуре. С 1971 года сюда поступали истребители-бомбардировщики Су-17 — первые советские самолеты с крылом изменяемой стреловидности.

На вооружении 444-го тяжелого бомбардировочного полка, который обосновался в Воздвиженке в 1953 году, стояли Ту-4 — первые советские «стратеги», копия американского В-29, сбросившего атомные бомбы на Японию. В 1956 году началось переучивание на реактивные Ту-16 — дальние скоростные стратегические бомбардировщики. Из Приморья они летали даже на далекий чукотский остров Врангеля, откуда, заправившись и передохнув, могли достичь Америки с «матерью Кузьмы» на борту. Холодная война была в разгаре. В 1968 году полк получил Ту-16К-22, вооруженные крылатыми ракетами Х-22. Смыслом жизни этих машин стали американские авианосные группировки в Тихом океане. В последний год жизни Советского Союза небо Воздвиженки увидело сверхзвуковые бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3.

В ноябре 1974 года именно в Воздвиженке приземлились борта с руководителями СССР и США Леонидом Брежневым и Джеральдом Фордом, решившими обсудить во Владивостоке ограничение стратегических вооружений. По одной версии, тогда аэропорт Владивостока был еще не в состоянии принять Ил-62 и Boeing-707. По другой — дело вовсе не в этом, а в том, что гостей пришлось бы везти в город по дороге не лучшего качества. Поэтому Форда и Брежнева встретили в Воздвиженке и поездом довезли от Уссурийска до Санаторной. Одно из КП авиабазы (въезд заблокирован плитами) до сих пор зовут «фордовскими воротами».

…Теперь вооружения сократили так, что никаким Брежневым и Фордам не снилось.

523-й полк расформировали в 1994 году. В 2009-м попрощался со знаменем 444-й. Исправные самолеты ушли на авиабазу «Белая» под Иркутском, неисправные после демонтажа наиболее ценных узлов пустили на металл. Еще несколько лет назад здесь можно было увидеть последние недорезанные «тушки» ракетоносцев. К ним, говорят, проявляли мародерский интерес охотники за цветным металлом. Но теперь не осталось уже ничего.

Зона считается режимной, но в бетонной ограде зияют провалы, а по территории протоптаны тропки явно неуставного вида. Рулёжные дорожки, опустевшие стоянки «бомберов», заброшенные арочные укрытия для истребителей, покрытые снаружи для маскировки дёрном… Давно не действующая железнодорожная ветка. Брошенные убежища для личного состава там и тут. Розовое здание сталинского ампира с характерной башенкой — командно-диспетчерский пункт. Высоченная, выше человека, сухая трава, заболоченная территория. Чувствуешь себя Сталкером. К ржавым гайкам, попадающимся под ногами, так и хочется привязать бинты — и кидать перед собой…

Взлетная полоса, однако, поддерживается в порядке. Буквально в двух шагах — тот самый 322-й авиаремонтный завод Минобороны. После лечения машины поднимают для облетывания именно отсюда. Завод 1936 года рождения жив, но последние новостные поводы — не слишком оптимистичны: заказов не хватает, идут сокращения. В прошлом году Объединенная авиастроительная корпорация вдруг решила ремонтировать бомбардировщики Су-24М2 из Комсомольска-на-Амуре не здесь, а во Ржеве…

Законсервированная авиабаза спит. Каким будет этот сон: долгим, крепким, летаргическим, вечным — неизвестно.

№ 571 / Василий АВЧЕНКО / 03 декабря 2020
Статьи из этого номера:

​Дорога к обелиску

Подробнее

​Ледяной дождь, вольфрам и рыба

Подробнее

​В Воздвиженке — нелётная погода

Подробнее