Экология

​Черный Дунай

На юге Приморья собираются строить очередной угольный терминал

​Черный Дунай

Жители приморского поселка Дуная (входит в пределы ЗАТО Фокино) выступают против строительства на южном побережье Приморья очередного угольного терминала.

В открытом письме дунайцев, среди адресатов которого — губернатор Олег Кожемяко, вице-премьер и полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, главы Минприроды и Минвостокразвития РФ Александр Козлов и Алексей Чекунков, говорится о том, что в бухте Безымянная Уссурийского залива, по соседству с Дунаем, планируется строительство нефтеугольного терминала.

Проект ведет ООО «Морской порт Коулстар». Это «дочка» угольной компании «Коулстар», созданной в 2017 году бывшим руководителем Роснефти, а ныне владельцем Независимой нефтегазовой компании (ННК, с 2017 года — Нефтегазхолдинг) Эдуардом Худайнатовым, экс-министром природных ресурсов Хакасии Борисом Варшавским и бывшим владельцем ООО «Руда Хакасии» Александром Бородаевым. Совет директоров ООО «Коулстар» возглавляет Худайнатов (обладатель контрольного пакета), пост гендиректора занимает Варшавский. Компания, название которой можно перевести как «угольная звезда», добывает уголь в Хакасии. На официальном сайте говорится о планах в разы нарастить добычу уже в ближайшие годы. Ранее «Ведомости», оценивая проект почти в 1 млрд долларов, сообщали: максимальная пропускная способность нового терминала в Приморье может составить 35 млн тонн в год, включая 25 млн тонн угля и 10 млн тонн сырой нефти.

Как следует из открытого письма жителей Дуная, для того чтобы строительство в бухте Безымянная стало возможным, администрация ЗАТО Фокино изменила вид разрешенного использования соответствующего земельного участка с «животноводства» на «транспорт». Однако рядом, буквально в двух шагах, расположена особо охраняемая природная территория — памятник природы регионального значения «Озеро Пресное». В законодательстве для подобных случаев прописан запрет на изменение целевого назначения земельных участков. И сама Безымянная, и прилегающие бухты — места отдыха местных жителей и туристов. Авторы письма считают, что публичные слушания по этому вопросу прошли незаконно, без учета мнения местных жителей. Дунайцы убеждены: решение о строительстве угольного терминала нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду, угрожает гибелью памятнику природы «Озеро Пресное», чревато уничтожением рекреационного и туристического потенциала территории и акватории. «Отравление окружающей среды угольной пылью, нефтепродуктами, уничтожение природных объектов, лишение местного населения традиционных мест отдыха, в том числе оздоровительного, вынуждает местных жителей уезжать в другие регионы страны. А это… противоречит достижению правительством Российской Федерации целей социально-экономического развития Дальнего Востока, установленных указом президента… от 26.06.2020 №427», — говорится в письме. Инициативная группа требует запретить ООО «Морской порт Коулстар» строительство нефтеугольного терминала в Безымянной, предотвратить уничтожение природных объектов, сохранить места отдыха.

Запыление акваторий, территорий и населенных пунктов Приморского края еще несколько лет назад (когда рыночная конъюнктура привела к резкому росту экспорта сибирского угля через дальневосточные порты в страны АТР) стало одной из острейших экологических проблем региона. Пыль, возникающая при перевалке угля, отравляет воздух, почву, воду, угрожает здоровью приморцев. Наиболее болезненно ситуация складывалась в Находке и Посьете, не раз жаловались на угольную пыль и жители Владивостока. В последнее время на восточном побережье Уссурийского залива угольные терминалы растут буквально как грибы: «Морской порт Суходол» на бывшем флотском аэродроме «Пристань» у Романовки, порт «Вера» несколько южнее, ближе к тому же Дунаю. Появление еще одного терминала может оказать губительное воздействие на природу юга Приморья, включая популярные пляжи — не только фокинские, но и владивостокские, учитывая, что культовая Шамора находится напротив, через залив. А ведь у нас не так много «намоленных» мест пляжного отдыха: окрестности Владивостока, Хасанщина, фокинско-находкинское направление, и, по большому счету, всё.

Представители власти и угольного бизнеса любят говорить о неукоснительном соблюдении экологических норм. Экс-губернатор Приморья Владимир Миклушевский даже обещал запретить открытую перевалку пылящих грузов. Однако практика последних лет, к сожалению, расходится с риторикой. К тому же зимой на Дальнем Востоке в отличие от Юга России или Балтики — особые условия: низкая температура, сильные ветра и низкая влажность, из-за чего эффективность систем пылеподавления ограничена. Даже при аккуратной перевалке угля и нефти негативных последствий не избежать — вопрос только, в каких масштабах. На одной чаше весов — загубленное здоровье людей и уничтоженные природные зоны. На другой — прибыль (речь в случае с данным проектом идет о 17 млрд рублей в год, из которых компания обещает перечислять 5 млн Дунаю), 500 рабочих мест, новые дороги… Что перевесит?

То, что важнейшим из искусств в Приморье стал экспорт угля, — реалии рынка. С другой стороны, на самом высоком уровне говорят о комплексном развитии региона, о «Тихоокеанской столице России». Однако на поверку оказывается, что край превращается в «черную» зону по перевалке угля. А дальше, как говорится, хоть трава не расти, в том числе морская; это, к сожалению, кажется весьма вероятным сценарием.

№ 604 / Сергей ПАВЛОВ / 05 августа 2021
Статьи из этого номера:

​Кошачья жизнь

Подробнее

​Черный Дунай

Подробнее

​«Поедут по хорошей дороге»

Подробнее